Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:25, реферат
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Введение 3
1. Специфика ролевых компьютерных игр. Психологическая классификация компьютерных игр 4
2. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека 8
3. Лечение от компьютерной зависимости 10
Заключение 12
Литература 13
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ
НАЦІОНАЛЬНО ТЕХНІЧНИЙ
Кафедра
психології
Реферат
на тему:
«Вплив рольових комп'ютерних ігор на
формування психологічної залежності
людини від комп'ютера»
Виповнила: студентка гр. ЕКМ-09
Костриця Юлія
Перевірила:
Ломова Т.О.
Донецьк 2010
Оглавление
Введение
1. Специфика
ролевых компьютерных игр. Психологическая
классификация компьютерных игр 4
2. Психологические
аспекты негативного влияния игровой
компьютерной зависимости на личность
человека 8
3. Лечение от
компьютерной зависимости 10
Заключение
Литература
Введение
Научно-технический
прогресс, набравший к концу ХХ
в. головокружительную скорость, послужил
причиной появления такого чуда современности
как компьютер и компьютерные
технологии. Изобретение компьютеров
послужило переломным моментом в
развитии многих отраслей промышленности,
на порядок повысило мощь и эффективность
военной техники, внесло множество
прогрессивных изменений в
Сегодняшние
темпы компьютеризации
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
Вместе
с появлением компьютеров появились
компьютерные игры, которые сразу
же нашли массу поклонников. С
совершенствованием компьютеров совершенствовались
и игры, привлекая все больше и
больше людей. На сегодняшний день компьютерная
техника достигла такого уровня развития,
что позволяет программистам
разрабатывать очень
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.
В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.
Проблема существует и требует изучения. Эта работа не претендует на полное научное объяснение обозначенных вопросов и основание теории, ее целью является наметить направление исследований, внести некоторые коррективы в сформировавшееся сегодня в науке представление о взаимодействии человека с компьютером в процессе игры. Мы попытаемся наметить решение таких вопросов, как психологическая специфика ролевых игр, создание классификации компьютерных игр, динамика формирования игровой зависимости, а также рассмотрим понимание автором механизма образования психологической зависимости от компьютерных игр.
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.
Итак,
что мы понимаем в психологическом
смысле под ролевыми компьютерными
играми. Ролевые компьютерные игры
- это игры, в которых играющий
принимает на себя роль компьютерного
персонажа, т.е. сама игра обязывает
играющего выступать в роли конкретного
или воображаемого
Выделение
ролевых компьютерных игр из всего
многообразия игр делается потому,
что только при игре в ролевые
компьютерные игры мы можем наблюдать
процесс "вхождения" человека в
игру, процесс своего рода интеграции
человека с компьютером, а в клинических
случаях - процесс утери индивидуальности
и отождествление себя с компьютерным
персонажем. Ролевые компьютерные игры
порождают качественно новый
уровень психологической
Таким
образом мы отбрасываем из рассмотрения
игры таких жанров как логические игры
(шахматы и т.д.), игры на быстроту реакции
и сообразительность (Tetris, Arcanoid, Bomberman и
т.п.), карточные игры (разного рода пасьянсы,
покеры и т.п.), игры-имитаторы игровых
автоматов. Нельзя включать в класс ролевых
игр, а поэтому также необходимо отбросить
из рассмотрения так называемые аркадные
игры - разного рода "бегалки" и "стрелялки"
(Aladdin, Cool Spot, Super Mario, Raptor и т.п.). Здесь может
возникнуть резонный вопрос: почему мы
не включаем аркадные игры в класс ролевых?
Ведь бегающий темноволосый парень в игре
Aladdin, косящий врагов и спасающий свою
принцессу - это же я! Да, действительно,
некоторая идентификация играющего с
героем игры может происходить, однако,
во-первых, игра не располагает играющего
для полного "вхождения" в роль, во-вторых,
игровая мотивация в данном случае, как
и во всех не ролевых играх, основана на
азарте - главным мотивирующим фактором
является не "спасение принцессы",
а накопление большего количества очков,
зарабатывание дополнительных "жизней",
переход на следующий уровень данной игры;
иными словами, играющий в большей степени
ориентирован не на процесс игры, а на
результат.
Исходя
из этого, выделим критерии принадлежности
компьютерной игры к классу ролевых
игр.
1)
Ролевая игра должна
2)
Ролевая игра должна быть
Необходимо
также сделать некоторое
Исходя
из изложенных аргументов в пользу
принадлежности такого рода игр к
классу ролевых, но, принимая во внимание
их отношение к жанрам, исключенным
из класса ролевых игр, назовем их
условно ролевыми компьютерными
играми и все же отнесем к классу
ролевых. Также условно ролевыми
будем считать большинство
По мнению автора данной работы, разделение игр на ролевые и не ролевые должно лечь в основу психологической классификации компьютерных игр. Разработка последней является одной из первоочередных задач научных поисков в данной области, т.к. может послужить отправной точкой дальнейших исследований и лечь в основу базиса теории влияния компьютерных игр на психику человека.
Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа "стратегии", которые в настоящее время получили очень большое распространение.
Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной. Однако автор надеется на ее некоторое соответствие критерию истинности, а также на то, что эти пока еще "сырые" наработки станут одним из первых шагов к созданию полноценной психологической классификации компьютерных игр на пути к формированию теории психологического воздействия компьютерных игр.
Выглядит она следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры.
Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.
Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.
Руководительские
игры.
II. Не ролевые компьютерные игры.
Аркады.
Головоломки.
Игры на быстроту реакции.
Традиционно азартные игры.
Далее приведем некоторые пояснения к предложенной классификации.
I.
Ролевые компьютерные игры. Основная
их особенность - наибольшее влияние
на психику играющего,