Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:20, доклад
Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания).
Восприятие
Восприятие, сложная система процессов
приёма и преобразования информации, обеспечивающая
организму отражение объективной реальности
и ориентировку в окружающем мире. В. вместе
с ощущением выступает как отправной пункт
процесса познания, доставляющий ему исходный
чувственный материал. Будучи необходимым
условием процесса познания, В. в этом
процессе всегда так или иначе опосредуется
деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования
и проверки В. может выступать источником
как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (
К числу процессов В. относятся:
обнаружение объекта в
Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие.
Существуют две основные классификации восприятия: по видам анализаторов (органов чувств) и по категориям воспринимаемых объектов. Согласно первой классификации, восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обонятельным и кинестетическим (двигательным). Вторая классификация включает в себя следующие виды восприятия: движения, пространства, времени, человека.
К свойствам восприятия относят:
1. Константность – постоянство
воспринимаемых объектов по форме, размеру
и цвету. Это свойство помогает воспринимать
предметы и явления как нечто неизменное.
2. Предметность – приобретенное
свойство, которое формируется в процессе
активного и длительного взаимодействия
человека с миром. Предметность восприятия
подразумевает возможность выделения
отдельных предметов и внешних фрагментов
реальности.
3. Целостность – свойство, при
котором предметы и явления воспринимаются
как нечто целое. Отсутствие какой-либо
детали не мешает целостному восприятию.
4. Избирательность – одно из
свойств восприятия, которое состоит в
выделении из общего пространства каких-либо
объектов или их признаков. Избирательность
осуществляется посредством внимания.
5. Осмысленность – восприятие
всегда осмысленно. Все воспринимаемые
предметы имеют определенное значение,
которое связано с его употреблением.
6. Апперцептивность – восприятие
окружающего мира на основе предыдущего
опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее
будет процесс восприятия.
Восприятие движения — процесс психического отражения изменения пространственных свойств и отношений среды и самого наблюдателя. В. д. может происходить непосредственно, чувственно — в виде ощущения движения, и опосредованно — на основе умозаключения о том, что объект движется, так как в разные моменты времени он занимает разные пространственные позиции. В непосредственном В. д. различают восприятие действительного движения, когда движущимся воспринимается реально движущийся объект, и восприятие иллюзорного (кажущегося) движения, которое возникает в определенных условиях при наблюдении реально неподвижных объектов (иллюзорного движения феномены). Наиболее изученным является зрительное В. д. объектов во фронтальной плоскости.
Восприятие времени - это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения [10]. Исследование механизмов восприятия времени является одной из центральных проблем психологии и физиологии. Без оперирования понятием времени мы не можем обойтись как в повседневной жизни, так и при описании большинства научных феноменов. Время носит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их. Временные особенности психики человека обнаруживаются в скорости, длительности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, характерных для лиц с определенным типом темперамента, возраста, пола, групп людей [7].
Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный , двигательный , кожный и вестибулярный анализаторы .
Выделяют следующие формы восприятия:
- непроизвольное (непреднамеренное)
- произвольное (преднамеренное)
- сознательное
- подпороговое или субсенсорное
При непреднамеренном восприятии
мы не руководствуемся заранее
Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляется по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Подпороговое
восприятие (англ. subliminal
perception) - не осознаваемые,
но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения
А теперь назовём уровни восприятия:
..............................
Нарушение восприятия
Гиперестезия -- нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.
Гипостезия -- снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
Иллюзии (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии. Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.
Галлюцинация - это ложное ощущение чего-либо, не существующего в действительности.