Восприятие. Общее определение восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат

Описание

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Содержание

1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.

Работа состоит из  1 файл

Восприятие.docx

— 72.28 Кб (Скачать документ)
  1. Общее определение восприятия.
  2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
  3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
  4. Свойства перцептивного образа.
  5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.
 
 
 
  1. Общее определение восприятия.
 

Восприятие - непосредственное, чувственное отражение  предметов и явлений  в целостном виде в результате осознания  их опознавательных  признаков*

Восприятие  – сложный процесс приема и  преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения  предмета включает обнаружение объекта  как целого, различение отдельных  признаков в объекте, выделение  в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие  – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный  с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов  и явлений, который выступает  в виде образа данного предмета или  явления и складывается в ходе активного их отражения.

Сущность  процесса

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Классификация

Свойства  восприятия:

Предметность восприятия не является врожденной качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения. Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на Прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные. Обычно определяют предметы не по внешнему  видом, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает о удельный вес каждого из них, цвет, структуру, запах и т.д. Все эти данные об отдельных химические свойства синтезируются в общие знания и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств.

Каждая  составляющая образа восприятия приобретает  значение лишь в соотношении ее с  целым и определяется им. Сам образ  восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая  новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя. Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между  словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после  того, как он выразил свои знания в языке. Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют  определенное смысловое значение, не присущее отдельных звуков и слов, из которых состоит их язык.

Воспринимая предмет, мы осмысливает его как  единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые  звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенной структуры, сформированности.

Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия НЕ объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами "духа", его первобытными целостную структуру. Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразования, предоставляется целостности и структурности предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которая возникает в рефлекторный деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятие хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные.

"Восприятие - это реконструкция мира", утверждают  гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс  (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивной отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.

Константность. Под  константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Если  предмет воспринимается на некотором  расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается  как по длине, так и по горизонтали, т.е. уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ  сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предметов, величину. Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при  каждом изменении угла зрения, под  которым мы видим предмет, однако его форма восприниматься нами как  более-менее постоянно.

Константность имеет место по зрительного восприятия формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.

Классная  доска воспринимается черной, потолок - белой, обложка тетради - синей и  при ярком освещении, и при  тусклом, и при электрическом, и  при дневном свете. Механизм константности НЕ врожденный. Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ей кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К. Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, Что его ремонтировал, закричала: "Мама, получат мне он ту куклу".

Константность восприятия обеспечивается опытом, который  приобретается в процессе индивидуального  развития личности, и имеет большое  практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении  освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие ею предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины в Разных людей неодинакова. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ей. Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний.   

Апперцепция - одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает НЕ само по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком. В восприятие всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к  предмету или явлению. Так, уходя  Лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного  покрова. Художник-пейзажист, уходя  тем самым Лугом, останется равнодушным  к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

Интересными являются исследования американского  психолога А. Реймса с "перекошенной комнатой. Она построена таким  образом, что благодаря использованию  правил перспективы создает такое  же изображение на сетчатке глаза, что  и обычная прямоугольная комната. Если в "перекошенной комнате" размещают  какие-либо объекты, то наблюдатель  воспринимает их искажений в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок). Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольных комнат, которые восприятия искажаются быстрее объекты, помещенные в "перекошеную комнату", нежели сама комната. Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей с какими изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искажений.

При наличии  противоречивой информации перцептивные система должна сделать выбор. Результат  выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы "перекошена комната" не искажает. Знакомство с  комнатой путем облапывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажение других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошеной.

Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта  человека. Чем больше человек знакома с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным  является ее восприятия этого объекта.

И еще  пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В образе Ольги влюблен Ленский увидел "деву красоты", а для равнодушной к ней Онегина Ольга "круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупо небосклоне".

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, на которую нужно учитывать в  организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю  важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок  на восприятие, чтобы обеспечить основательное  усвоение учебного материала.

Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов  становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его  или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение имеющееся в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово - орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обощенность хорошо выявляются при восприятия незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение  любого предмета приобретает определенного  обобщения, предмет определенным образом  соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного  человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных  и логических элементов, взаимосвязь  сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность. На наши анализаторы действует конечно ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия - это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего  опыта, установок и интересов  человека.

Каждый  специалист пытается воспринять в предметах  и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятия. Поэтому и говорят о профессиональное восприятие у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту людей, природы, форм, линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник - особенности строения растений и т.п.

Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия