Воображение
— способность человека к построению
новых образов путем переработки психических
компонентов, приобретенных в прошлом
опыте. В воображении происходит образное
предвосхищение результатов, которые
могут быть достигнуты при помощи тех
или иных действий. Для воображения характерна
высокая степень наглядности и конкретности.
Ведущим механизмом творческого воображения,
в котором целью выступает создание именно
нового, еще не существовавшего предмета,
служит процесс привнесения какого–либо
свойства предметов другой области. Различают
произвольное воображение, проявляющееся
при целенаправленном решении научных,
технических и художественных задач, и
непроизвольное, проявляющееся в сновидениях,
в медитативных образах. Одним из источников
развития воображения, в котором оно приобретает
коммуникативные качества, является игра дошкольников.
Виды
воображения
В
зависимости от степени активности
и осознанности человеком создания
им новых образов различают такие
виды воображения, как:
- пассивное;
- активное.
-
Активное воображение, в свою очередь,
делится на:
- воссоздающее;
- творческое.
-
А пассивное воображение - на:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
- Такое деление
отчасти относительно, ибо каждый из этих
видов содержит элементы другого. Процессы
воображения, как и мышления, памяти и
восприятия, имеют аналитико-синтетический
характер. Основная
тенденция воображения - преобразование
представлений памяти, обеспечивающее
в конечном счете создание заведомо новой,
ранее не возникавшей ситуации.
- Активное
воображение - создание новых образов
с помощью волевых усилий. Оно представляет
собой преднамеренное построение образов
в связи с сознательно поставленной задачей
в том или другом виде деятельности. К
активному воображению относятся мечты
и фантазии. Активное воображение, в свою
очередь, подразделяется на творческое
и воссоздающее (репродуктивное) воображение.
- Воссоздающее
воображение - воображение, которое
развертывается на основе описания, рассказа,
чертежа, схемы, символа или знака. Имеет
в основе создание тех или иных образов,
соответствующих описанию. Человек наполняет
исходный материал имеющимися у него образами.
Оно имеет место в тех случаях, когда человек
по одному описанию должен представить
себе предмет, который никогда им раньше
не воспринимался. Например, он никогда
не видел моря, но, прочтя описание его
в книге, может себе представить море в
более или менее ярких и полных образах.
- Творческое
воображение - воображение, которое
предполагает самостоятельное создание
образа, вещи, признака, не имеющих аналогов,
новых, реализуемых в оригинальных и ценных
продуктах деятельности; неотъемлемая
сторона технического, художественного
и иного творчества. При этом различаются:
- новизна объективная
- если образы и идеи оригинальны и не повторяют
чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
- новизна субъективная
- если они повторяют ранее созданные,
но для данного человека являются новыми
и оригинальными.
- Пассивное
воображение - воображение, характеризующееся
созданием образов, которые не воплощаются
в жизнь и не осуществляются или вообще
не могут быть осуществлены. Воображение
выступает при этом как замена деятельности,
ее суррогат, из-за которого человек отказывается
от необходимости действовать. Оно заключается
в возникновении и комбинировании представлений
и их элементов в новые представления
без определенного намерения со стороны
человека, при ослаблении сознательного
контроля с его стороны за течением своих
представлений. Наиболее ярко оно выступает
в сновидениях или в полусонном, дремотном
состоянии, когда представления возникают
самопроизвольно, сменяются, соединяются
и изменяются сами по себе, принимая иногда
самые фантастические формы.
- Преднамеренное
воображение - воображение, создающее
образы (грезы), связанные с волей, которая
способствует их воплощению в жизнь.
- Непреднамеренное
воображение - воображение, наблюдаемое
при ослаблении деятельности сознания,
при его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне.
Формы
воображения
В
психологии также, кроме видов воображения,
различают формы воображения. К
формам воображения относятся:
- мечта;
- фантазия;
- грезы;
- сновидения;
- галлюцинации.
Процесс воображения не всегда немедленно
реализуется в практических действиях.
Нередко воображение принимает форму
особой внутренней деятельности, заключающейся
в создании образа желаемого будущего
- в мечтании.
Мечта - создание образа желаемого
будущего, необходимое условие преобразования
действительности, побудительная причина,
мотив деятельности, окончательное завершение
которой оказалось отсроченным. Мечта
всегда направлена на будущее, на перспективы
жизни и деятельности конкретной личности.
Мечта позволяет человеку намечать будущее
и организовывать свое поведение для его
осуществления. Представить себе будущее
(т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы
без воображения, без умения строить новый
образ.
Особенностью мечты является построение
тех образов, которые пока еще не осуществлены,
а иногда и не могут осуществиться. Образы,
которые человек создает в своих мечтах,
отличаются следующими особенностями:
- ярким, живым,
конкретным характером, со многими деталями
и частностями;
- слабой выраженностью
конкретных путей к осуществлению мечты,
воображением этих путей и средств в самых
общих чертах (в виде некоторой пока еще
тенденции);
- эмоциональной
насыщенностью образа, его привлекательностью
для мечтающей личности;
- стремлением
соединить мечты с чувством уверенности
в ее осуществимости, со страстным стремлением
к претворению ее в действительность.
Фантазия - форма воображения, в которой
изменяется облик действительности, отраженной
в сознании. Для нее характерна транспозиция
(перестановка) элементов реальности.
Фантазия позволяет найти новую точку
зрения на уже известные факты и потому
обладает огромной художественной и научно-познавательной
ценностью. Творческая активность, порождающая
фантазию, в значительной мере спонтанна,
связана с личной одаренностью и индивидуальным
опытом человека, складывающимся в процессе
деятельности.
Фантазии возникают при падении интенсивности
сознательного, в результате чего становится
проницаемым барьер, отделяющий его от
подсознательного (сон, переутомление,
бред). Согласно взглядам Зигмунда
Фрейда (1856-1939), фантазия - так
называемые сны наяву - это бессознательное
или сознательное иллюзорное исполнение
честолюбивых и эротических желаний, не
переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения
конституциональных свойств личности,
ее вытесненных стремлений, влечений и
желаний, посредством которой человек
с помощью воображения сглаживает недостатки
реального мира и собственные неудачи.
В общем, фантазии-желания воплощаются
либо опосредованно - путем художественного
и научного творчества, либо ведут к неврозу.
Наряду с путем от реальности к фантазии,
как формы удовлетворения, существует
и путь от фантазии к реальности, примером
которому служит искусство.
Галлюцинация - форма воображения,
в которой переживаются образы при отсутствии
какой бы то ни было внешней стимуляции.
Патологическое нарушение перцептивной
деятельности, состоящее в восприятии
объектов, которые в данный момент не воздействуют
на соответствующие органы чувств. С точки
зрения материализма - продукт внутреннего
мира, проекция представлений в реальное
пространство. Возникают вследствие непроизвольного,
не зависящего от субъекта проецирования
образов вовне и локализации их в пространстве
и времени, что ведет к переживанию этих,
спонтанно возникших в сознании, образов
как объективной реальности.
Образы воображения также различаются
между собой по степени яркости и по соотношению
образов с действительностью. В этой связи
выделяют:
- реалистическое
воображение, которое отражает действительность,
предвосхищает события;
- фантастическое
воображение, которое "отлетает"
от действительности.
Механизмы воображения
Синтез
представлений в процессах воображения
осуществляется в различных формах,
которые выступают в качестве
основных механизмов воображения:
- агглютинация -
соединение не соединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация,
или акцентирование, - увеличение
или уменьшение предмета, изменение качеств
его частей;
- заострение -
подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация -
сглаживание различий и умаление черт
сходства между ними;
- типизация -
выделение существенного, повторяющегося
в однородных явлениях и воплощение его
в конкретном образе.
Творчество - деятельность
человека или коллектива людей по созданию
новых оригинальных общественно значимых
ценностей.
Творческое
воображение - вид воображения, направленное
на создание новых общественно значимых
образов, составляющих основу творчества.
Рассматривая процесс
художественного творчества, психология
не может обойти своим вниманием
психологические его аспекты.
В своё время о загадочности
процесса творчества говорил Кант:
“…Ньютон все свои шаги, которые
он должен был сделать от первых
начал геометрии до своих великих
и глубоких открытий, мог представить
совершенно наглядными не только себе
самому, но и каждому другому и
предназначить их для преемства;
но никакой Гомер или Виланд не
может показать, как появляются и соединяются
в его голове полные фантазии и вместе
с тем богатые мыслями идеи, потому что
сам не знает этого и, следовательно, не
может научить этому никого другого”.
А. С. Пушкин писал: “Всякий
талант неизъясним. Каким образом
ваятель в куске каррарского
мрамора видит сокрытого Юпитера и
выводит его на свет, резцом и молотом
раздробляя его оболочку? Почему мысль
из головы поэта выходит уже вооруженная
четырьмя рифмами, размеренная стройными
однообразными стопами? - Так никто, кроме
самого импровизатора, не может понять
эту быстроту впечатлений, эту тесную
связь между собственным вдохновением
и чуждой внешнею волею…”
Некоторые теоретики
полагают, что художественная гениальность
есть форма умственной патологии. Так,
Ч. Ламброзо писал: “Какой бы жестокой
и мучительной не выглядела теория, отождествляющая
гениальность с неврозом, она не лишена
серьёзных оснований…” Эту же мысль высказывает
и А. Шопенгауэр: “Как известно, гениальность
редко встречается в союзе с преобладающей
разумностью; напротив, гениальные индивидуумы
часто подвержены сильным аффектам и неразумным
страстям”. Однако, по справедливому суждению
Н. В. Гоголя “искусство есть водворенье
в душу стройности и порядка, а не смущенья
и расстройства”.
Существует иерархия
ценностных рангов, характеризующая
степень предрасположенности человека
к художественному творчеству: способность
- одарённость - талантливость - гениальность.
По мнению И. В. Гёте, гениальность художника
определяется силой восприятия мира и
воздействием на человечество. Американский
психолог Д. Гилфорд отмечает проявление
в процессе творчества шести способностей художника:
беглости мышления, аналогий и противопоставлений,
экспрессивности, умения переключаться
с одного класса объектов на другой, адаптационной
гибкости или оригинальности, умения придавать
художественной форме необходимые очертания.
Художественная одарённость предполагает
остроту внимания к жизни, умение выбирать
объекты внимания, закреплять в памяти
эти впечатления, извлекать их из памяти
и включать в богатую систему ассоциаций
и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том
или ином виде искусства, в тот
или иной период жизни занимаются
многие с большим или меньшим
успехом. Человек художественно
одарённый создаёт произведения,
обладающие устойчивой значимостью
для данного общества на значительный
период его развития. Талант порождает
художественные ценности, имеющие непреходящее
национальное, а порой и общечеловеческое
значение. Гениальный же мастер создаёт
высшие общечеловеческие ценности, имеющие
значимость на все времена.