Виды девиаций поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 16:15, реферат

Описание

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.
Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Работа состоит из  1 файл

Виды девиаций поведения.docx

— 30.15 Кб (Скачать документ)

 

Виды девиаций поведения

 

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с  точки зрения культуры, принятой в  данном обществе. Эта оценка заключается  в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий  монах в одном обществе считается  святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.

Отклоняющееся поведения приобрело в последние  годы массовый характер и поставило  проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения  как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие  эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о  сущности категории «социальная  норма» и об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или  менее ясен.

Социальная  норма находит свою поддержку  и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало  привычкой, вошло в быт, в образ  жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных  отношений.

В кризисные  моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс  получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали  противоправные действия, но в целом  оценивают это как аморальное. 

Психологический подход основан на выделении социально-психологических  различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические  классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

- вид  нарушаемой нормы;

- психологические цели поведения и его мотивации;

- результаты  данного поведения и ущерб  им причиненный;

- индивидуально-стилевые  харктеристики.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения.

Один  из наиболее полных и интересных вариантов  систематизации видов отклоняющегося поведения личности , принадлежит  Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы: нестандартное и  деструктивное поведение. Нестандартное  поведение может иметь форму  нового мышления, новых идей, а так  же действий, выходящих за рамки  социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.

Типология деструктивного поведения выстраивается  в соответствии с его целями. В  одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делятся на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Все перечисленные  формы деструктивного поведения  отвечают, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим  три группы отклоняющегося поведения: антосоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение-поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружаюжих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение  проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность  или гражданскую и соответствующее  наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают  такие виды делинквентного поведения как: хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) распространены такие формы насилия как насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы  из дома, бродяжничество, школьные прогулы  или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки.

У детей  чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих  девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное)-поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное привышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой  аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповым ценностям. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, реже- суицидальное поведение.

В детском  возрасте имеют место курение  и токсикомания, но в целом для  данного возраста периода аутодеструкция малохарактерна.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные  формы нередко сочетаются или  пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющего поведения оказывается  индивидуально окрашенным и неповторимым.

Можно заметить, что некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с  крайней границы нормы в болезнь  и становиться предметом изучения медицины. Так, например эпизодическое  употребление наркотиков в медицинских  целях может приобрести форму  злоупотребления и развития в  болезненное пристрастие (наркоманию). Специалисты немедицинских профессий  не должны выходить за рамки своей  компетентности и заниматься патологическими  формами без участия врачей.

Как отмечалось выше, болезненные расстройства, в  том числе поведенческие, перечислены  и описаны в классификации  болезней. Поэтому все, кто профессионально  занимается отклоняющимся поведением, по меньшей мере должны иметь общее  представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

Медицинская классификация поведенческих расстройств  основана на психопоталагических и возрастных критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровни болезни. Международная классификация болезней (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

- психические  и поведенческие расстройства  вследствие употребления псиоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, каннабиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциогенов, табака, летучих растворителей);

- поведенческие  синдромы, связанные с физиологическими  нарушениями и физическими (расстройства  приема пищи; расстройство сна;  половая дисфункция; злоупотребление  веществами, не вызывающими зависимость,  например стероиды, витамины);

- расстройство  привычек и влечений (патологическая  склонность к азартным играм;  патологические поджоги-пиромания; патологическое воровство-клептомания; выдергивание волос-трихотиломания; и другие расстройства привычек и влечений);

- расстройства  сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В.П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

1. Метод  общественного влияния (коррекция  активно-волевых дефектов, коррекция  страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные  или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод  коррекции через труд.

4. Метод  коррекции путём рациональной  организации детского коллектива.

Психотерапевтические  методы:

1. Внушение  и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод  убеждения.

4. Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка  социально-педагогической и психологической  проблемы.

2. Выдвижение  гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический  этап.

4. Выбор  методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование  методов, методик и технологий  коррекционной работы.

6. Разработка  программы.

7. Осуществление  этой программы.

8. Контроль  за ходом и эффективностью  программы.

В зарубежной и отечественной науке описаны  общие принципы и методы коррекционной  работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

- принцип  системности коррекционных, профилактических  и развивающих задач;

- единство  диагностики и коррекции, коррекции  и развития;

- единство  возрастно-психологического и индивидуального  в развитии;

- принцип  коррекции «сверху вниз» (создание  зоны ближайшего развития);

- принцип  коррекции «снизу вверх» (тренировка  уже имеющихся способностей);

- деятельностный принцип осуществления коррекции;

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

- понимание  и сочувствие;

- прагматизм  психолого-педагогического воздействия;

- своевременность  психолого-педагогической помощи  и поддержки;

- принцип  возрастания сложности;

- учёт  объёма и степени разнообразия  материала и др.

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [23, стр. 457].

По содержанию различают коррекцию:

- познавательной  сферы;

- личности;

- аффективно-волевой  сферы;

- поведенческих  аспектов;

- межличностных  отношений:

1) внутригрупповых  взаимоотношений (семейных, супружеских,  коллективных);

2) детско-родительских  отношений.

По форме работы различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

1) в закрытой  естественной группе (семья, класс);

2) в открытой  группе для участников со сходными  проблемами;

3) смешанную  форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

По характеру  управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

Информация о работе Виды девиаций поведения