Контрольная работа по "Зоопсихология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание

Что такое необихевиоризм? Кто из ученых считается основателем этого научного направления?
Какова основная особенность акустических сигналов? В чем заключаются особенности звукового общения животных обитающих в водной среде?
Что такое импринтинг? Какова его роль для формирования поведения животных? Кто из исследователей занимался изучением этого феномена?
Для чего используют метод обучения в лабиринте? Какие стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?
Из каких унитарных реакций складывается комплекс охотничьего поведения волка?
Что такое персонифицированное сообщество?
Какую роль играет половое запечатление для развития нормального полового поведения?
Какова роль самцов в выращивании потомства у низших позвоночных?
В чем, по мнению Л.А.Орбели, заключается преимущество незрелорождения?
Кто является автором концепции стадиального развития психики.

Работа состоит из  1 файл

Зоопсихология вариант 21 Шаталова.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

московский городской

психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

 

 

 

 

 

Вариант 21

 

 

 

 

 

 Преподаватель: М.Н.Сотская

Студент: Шаталова Ю. Д.

Курс 3, семестр      , группа

 

Дата получения задания:

 

Дата сдачи работы:

2 февраля 2011 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2011

 

Вопросы

 

  1. Что такое необихевиоризм? Кто из ученых считается основателем этого научного направления?
  2. Какова основная особенность акустических сигналов? В чем заключаются особенности звукового общения животных обитающих в водной среде?
  3. Что такое импринтинг? Какова его роль для формирования поведения животных? Кто из исследователей занимался изучением этого феномена?
  4. Для чего используют метод обучения в лабиринте? Какие стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?
  5. Из каких унитарных реакций складывается комплекс охотничьего поведения волка?
  6. Что такое персонифицированное сообщество?
  7. Какую  роль играет половое запечатление для развития нормального полового поведения?
  8. Какова роль самцов в выращивании потомства у низших позвоночных?
  9. В чем, по мнению Л.А.Орбели, заключается преимущество незрелорождения? 
  10. Кто является автором концепции стадиального развития психики.

 

Что такое необихевиоризм? Кто из ученых считается основателем этого научного направления?

В начале 20 века стали стремительно развиваться естественные науки, в моду вошел объективизм, детерминизм, желание все измерить и объяснить с помощью точных, естественнонаучных методов. Эта тенденция коснулась и психологии как науки, ее стали рассматривать не как науку о душе, а как науку о поведении. Американский психолог Джон Уотсон (1878—1958) объявил душевные явления (традиционный предмет психологии) принципиально непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов. И призвал заменить их на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количествено, то есть точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. 

Но полностью оторваться от изучения психических феноменов не удалось, так как их фактическое значение в жизни и поведении высших животных и человека было велико.

И в 30-е годы возникла новая научная гипотеза - необихервиоризм. Ее основатель, американский исследователь Эдвард Толмен (1886-1959) допустил существование физиологических процессов, которые предопределяют проявление реакции на стимул, признал целенаправленность в поведении животного, предположил, что животное учится выявлять, что к чему ведет. Что то, что животное усваивает, может не обнаруживаться внешне, в виде какой-либо деятельности или реакции, но хранится в памяти в форме представлений или образов.

Толмен проводил эксперименты по обучению крыс в разных типах лабинринтов и увидел, что животные усваивают информацию о строениях лабиринта, хотя сначала это никак не сказывается на поведении, но может использовать эти знания в дальнейшем. Причем «мысленный план» всех характеристик лабиринта может создаваться и в отсутствии подкрепления. Другой американский психолог У. Хантером предложил метод отсроченных реакций, позволяющий оценить, в какой степени животное способно реагировать на воспоминание о стимуле в отсутствие этого ретуального стимула.

Из  наших ученых Иван Соломонович Бериташвили проводил эксперименты по исследованию способности животных к отсроченным реакциям. Им была создана гипотеза о «психонервных образах», согласно которой поведение собаки, поставленной в ситуацию решения задачи, определяется не действующими в данный момент стимулами, а мысленными представлениями о них, или их образами. 

 

Какова основная особенность акустических сигналов? В чем заключаются особенности  звукового общения животных обитающих  в водной среде?

 

Издаваемые животными звуки служат для передачи экстренной информации. В отличие от визуальных акустические сигналы могут быть переданы на расстоянии в отсутствии зрительного, тактильного или ольфакторного контакта между партнерами. Акустические сигналы, подобно химическим могут действовать на большом расстоянии или в полной темноте, но в отличии от них не обладают долговременным действием, ограничены временем текущей активности животного, передающего сообщение. Звуковые сигналы животных - средство экстренной связи для передачи сообщений как при непосредственном зрительном, тактильном контакте между партнерами, так и при его отсутствии. Дальность передачи определяется интенсивностью звука, частотой сигнала, акустическими свойствами среды, через которую передается сообщение и порогами слуха животного, принимающего сигнал.

Ухо того или иного вида животных воспринимает звук лишь в ограниченном диапазоне частот или длин волн. Волны  с частотой ниже 20 гц не воспринимаются как звуки, а  ощущаются как вибрации. Ультразвуковые колебания с частотой выше 20 000 гц также недоступны уху человека, однако воспринимаются ушами целого ряда животных. Другой  характеристикой звуковых волн является интенсивность или громкость звука.

Водные млекопитающие имеют превосходный слух, чему способствует еще и высокая звукопроводность воды. Тюлени – самые шумные млекопитающие, особенно в период размножения. Самцы ревут в основном для того, чтобы обозначить территорию, на которой каждый собирает гарем из 10-100 самок. У самок голосовое сообщение связано со спариванием и заботой о потомстве.

Киты постоянно издают такие  звуки, как щелканье, скрип, вздохи на низких тонах, а также нечто подобное скрипу ржавых петель и приглушенным ударам. Многие из этих звуков есть эхолокация, используемая для обнаружения пищи и ориентации под водой и, возможно, служат средством поддержания целостности группы.

Дельфины издают звуки, похожие  на стоны, писки, скуление, свист, лай ( когда рассержены), тявканье (притягивают самок), визг, мяуканье, скрип, щелчки, чириканье, похрюкивание, пронзительные крики, а также  как напоминающие шум моторной лодки, скрип ржавых петель и т.п». Когда дельфин издает короткий унылый свист, а за ним свист высокий и мелодичный, это означает сигнал бедствия, и другие дельфины немедленно приплывают на помощь. Детеныш всегда отвечает на адресованный ему свист матери.

Производимый дельфинами звук, похожий  на скрип ржавых петель, представляет собой «сонар», своеобразный эхолокационный механизм. Постоянно посылая эти  звуки и принимая их отражение  от подводных скал, рыб и других объектов, дельфины могут легко перемещаться даже в полной темноте и находить рыбу.

 

Что такое импринтинг? Какова его роль для формирования поведения животных? Кто из исследователей занимался изучением этого феномена?

 

Импринтинг или запечатление заключается в очень быстром обучении определенным жизненно важным действиям, входит в группу натуральных условных рефлексов, происходить только в строго определенные критические периоды онтогенеза и отличается исключительной прочностью и необратимостью. Это обучение врожденному опознаванию. Животное "фиксирует", "запечатлевает", раздражитель, на который впоследствии будет осуществляться та или иная врожденная реакция. Обычно запечатление осуществляется в раннем детстве и может произойти только в течение специального чувствительного периода, а, если этот период будет упущен, в более поздние сроки оно уже не осуществится.

Пример импринтинга – реакция  следования, например у стадных. Она является основой образования стадных отношений и обеспечивает контакт с матерью, которая постоянно передвигаться. Еще один пример— реакция следования за матерью у птенцов выводковых птиц, или, по современной терминологии, запечатление привязанности. Эта реакция врожденная, но в первые часы жизни птинцы должны "запечатлеть" облик матери. Если в этот период утята не увидят, утки, то впоследствии будут ее бояться. Более того, у утенка, не встретившего в соответствующий период подходящего для запечатления объекта, в дальнейшем его поведение будет резко нарушено: он будет избегать контактов со всеми живыми существами.

По мнению Сполдинга, объектом запечатления, может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное или человек и даже неживой, но подвижный объект. Важно лишь, чтобы это был первый передвигающийся объект, увиденный в жизни. Если, например, утенку вместо мамы предьявить какой-нибудь движущейся объект, то он начинает реагировать на него как на свою мать и всюду следовать за ним.

К. Лоренц, который первый полно описал и  определил роль импритинга в формировании поведенческого акта, отмечал, что запечатление отличается от обычного ассоциативного обучения тем, что происходит в определенный, достаточно узко ограниченный период онтогенеза и тем, что эффект запечатления необратим и в обычных условиях не угашается.

Помимо запечатления привязанности, существует половое запечатление, которое обеспечивает последующий правильный выбор полового партнера птицей и характерно не только для выводковых птиц, но и для птенцовых. В опытах Лоренца и его учеников селезни, воспитанные уткой другого вида, став взрослыми, пытались спариваться только с самками вида-воспитателя, игнорируя самок собственного вида. Сходным образом ведут себя и птенцовые виды.

 

Для чего используют метод обучения в лабиринте? Какие  стратегии поиска приманки используют животные при обучении в лабиринте?

 

Метод лабиринта - это метод изучения сложных форм поведения животных. Лабиринты в зависимости от сложности своей формы, могут использоваться для исследования условно рефлекторной деятельности и для оценки когнитивных процессов животных. Перед животным ставится задача нахождения пути к определенной цели, целью может служить пищевая приманка, убежище или другие благоприятные условия. Иногда животное наказывает за отклонение от правильного пути.

В простейшем виде лабиринт имеет т – образный вид. При повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или наказывают. Более сложные лабиринты  состоят из разных комбинаций Т-образных или подобных им элементов и тупиков. Заход в тупик расценивается как ошибка животного. Оценивается скорость достижение цели и количество ошибок.

Метод лабиринта позволяет изучать способность животных к обучению, ориентации в пространстве, роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных ощущений и т.д.

 Для изучения когнитивных  способностей животных часто используют радиальный лабиринт, который состоит из центральной камеры и лучей, открытых (отсеки) или закрытых (коридоры). Животное (мышь или крысу) помещают в центр, а в конец каждого коридора помещают пищу. Голодное животное начинает заходить в каждый отсек и поедать пищу, если она зайдет в отсек повторно, то останется голодно. А результат эксперимента запишут как ошибочный. Однако вскоре у животных формируется мысленное представление о структуре лабиринта и в одно, и тоже место два раза они не заходят.

Методом радиального лабиринта  можно оценивать: формирование пространственной памяти животных; соотношение таких категорий пространственной памяти, как рабочая и референтная.

Работы с радиальным лабиринтом позволили выявить наличие определенных стратегий поиска пищи, подразделяющиеся на алло- и эгоцентрические: при аллоцентрической стратегии животное при поиске пищи полагается на свое мысленное представление о пространственной структуре данной среды; эгоцентрическая стратегия основана на знании животным конкретных ориентиров и сопоставлении с ними положения своего тела. Животное может параллельно использовать элементы обеих стратегий.

 

Из каких унитарных  реакций складывается комплекс охотничьего  поведения волка?

 

Волки добывают себе пищу охотясь на самых разных животных, и каждое животное они охотятся по разному, то есть способы охоты на лося, зайца, куропатку  или суслика будут отличаться друг от друга.

В охотничьем поведении  волка выделяют этапы: поиска добычи, обнаружение и скрадывание, встреча с жертвой, преследование, нападение, убийство, транспортировка к месту поедания, поедание, запасание.

У волка понижается уровень глюкозы в крови и появляется чувство голода,  то есть развивается пищевая мотивация. С появлением чувства голода волки отправляются на поиск добычи, т.е. вступает в силу поисковая стадия инстинкта. Волки  могут начать сразу же искать следы  предполагаемой добычи, или отправится на то место, где они охотились в прошлый раз, поисковая стадия инстинкта очень вариабельна. Обнаруженная дичь играет роль ключевого раздражителя и способствует  появлению следующих стадий: нападения, убийства и дальнейших стадий охотничьего поведения.

Каждая стадия представляет собой  унитарную реакцию, состоящую из врожденных, наследственно обусловленных, и приобретенных элементов.

Информация о работе Контрольная работа по "Зоопсихология"