Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание

Стресс - это состояние психической напряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, его организма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями (в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.

Содержание

1. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста……………...2
2. Информационно-психологическая безопасность личности……………….6
3. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах)……………………………………………………….13
4. Литература…………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

юрид.псих..docx

— 42.06 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1. Влияние стресса на  профессиональную деятельность  юриста……………...2

2. Информационно-психологическая  безопасность личности……………….6

3. Психология межличностных  отношений в различных преступных  формированиях (группах)……………………………………………………….13

4. Литература…………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние стресса  на профессиональную деятельность юриста.

       Стресс - это состояние психической напряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, его организма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями (в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.

       Особенность стресса заключается в его противоречивости: он оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека:

- положительный (мобилизующий) эффект стресса имеет известные пределы, стимулируя большую эффективность жизнедеятельности субъекта;

- длительное нахождение под стрессом приводит к срыву деятельности организма, т.е. оказывает деструктивное воздействие на психику (гнев, ярость, страдания, депрессия).

        Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффективного состояния. Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать положительные эмоции. И, наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридического труда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не происходит.

       Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного рассмотрения, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих состояний, равно как свойств личности правонарушителей.

       В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предварительная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

       В общении сотрудника эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

       Качество восприятия также зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы; в бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.

       Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность следователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

       Воздействие конкретной ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его, или стать причиной болезни. В этих случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс происходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.

       Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

       Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность, или фрустрация (от англ. frustration - расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.1 В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции – производны.

 
       Таким образом, юристы, особенно те, которые работают в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительным психическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Но, безусловно, существует предел даже самой крепкой эмоциональной и физической выдержке, поэтому каждый юрист должен уметь вовремя выявить такое состояние и преодолеть его или прибегнуть к помощи специалиста.  
 

Информационно-психологическая  безопасность личности.

       Информация – универсальный инструмент прогресса человечества, главный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национальных ценностей.

       Став мощным средством познания и преобразования мира и самого человека, информационные технологии в то же время превратились для него в самую серьезную угрозу. В настоящее время перед обществом стала проблема информационно-психологической безопасности.

       Чаще всего подразумевается информационная безопасность государств, экономических и юридических структур, информационных систем т.п. К сожалению, за этими многообразными проявлениями мира людей обычно теряется сам человек – личность. Информационно-психологическая безопасность (в отношении личности) - состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.2 Но ведь именно развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала являются высшей целью прогресса, решающим оправданием его издержек, и именно личность должна стать предметом первейшей заботы и защиты от возможных угроз, в том числе информационных.

Источников угроз информационно-психологической  безопасности существует великое множество, и проявляться они могут через  СМИ, разные направления массовой культуры, образование, воспитание, личное общение.

В структуре информационной безопасности специалисты выделяют такие категории как информационный вызов, информационная угроза и информационную опасность:

- под информационным вызовом следует понимать преднамеренное действие субъекта – источника информации, направленное на какой-либо социальный объект с открытой или скрытой целью дестабилизации или деформации последнего;

- информационная угроза – это реальная опасность информационного воздействия на социальный субъект с целью изменения его потребностей, интересов и ориентации в соответствии с намерениями субъекта информации;

- информационной опасностью же является уже реальное информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах определенных политических и социальных сил, направленных на дезорганизацию и деформацию устойчивого позитивного развития определенной социальной системы.

       Число информационных воздействий на сферу сознания и, особенно в область бессознательного, растет с каждым днем.

       Различают несколько видов информационно-психологического воздействия:

- самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

- преднамеренные манипулятивные  воздействия на личность с  целью явного или скрытого  побуждения к определенным действиям  (психотропное; информационно пропагандистское; психоаналитическое; нейролингвистическое, психотронное).

       Психотропное воздействие – это воздействие на психику людей фармакологическими препаратами, наркологическими средствами, которые влияют на биохимические процессы в нервной системе человека и регулируют уровни его бодрствования, активности, качество восприятия обстановки.

       Психоаналитическое воздействие –это воздействие на подсознание человека, внушаемое в бодрствующем состоянии, гипноза или сна. Проникая в психику без активного внимания, внушение остается вне личной сферы психики, благодаря чему и все дальнейшие последствия происходят без контроля личности.

       Нейролингвистическое воздействие – вид воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ, усвоение которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека.

       Психотронное воздействие – это воздействие на других людей через внечувственное (неосознаваемое) восприятие субъектов, обладающих паранормальными способностями (телепаты, экстрасенсы).

       Информационно-пропагандистское воздействие – это воздействие словом, информацией с целью формирования –определенных взглядов, убеждений.

       Каждый из нас в той или иной степени чувствовал и ощущал эти разрушительные атаки, посягающие порой на нашу сущность.

       Психологическую безопасность личности можно понимать как определенную защищенность сознания от информационных воздействий, способных против ее воли и желания изменять психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути.

       Знание и понимание индивидуально-психологических особенностей и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и условием выживания и безопасности.

       Как известно, кто предупрежден, тот вооружен. Обладающий знаниями человек может самостоятельно создать самый первый и простой механизм психологической защиты в виде психологического барьера недоверия ко многим информационным потокам обработки сознания населения, сформировать установку на необходимость использования анализа и внимательного отношения к поступающей информации.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»