Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:20, контрольная работа

Описание

Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Содержание

1.Диагностика возрастного развития: норма и аномалии.

2.Проблемы дефиниции при построении исследования.

3.Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Работа состоит из  1 файл

развитие.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)
  1. Диагностика возрастного развития: норма и аномалии.

     Вопрос  о необходимости диагностики  развития был впервые сформулирован  Л. С. Выготским и фактически остается сегодня в том же виде. И не потому, что он потерял свою актуальность. Возможность ставить диагноз психического развития ребенка имела бы огромный практический смысл, если бы была создана реальная основа для того, чтобы целенаправленно формировать психическое здоровье. Однако воз и ныне там. Чтобы понять встающие перед исследователями трудности, разберемся в сути диагностики развития.

     Диагностикой  развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

     Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

     Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития:

  • определение реального уровня психического развития ребенка;
  • определение зоны ближайшего развития.

     Проиллюстрируем сказанное. С целью диагностики  интеллектуального развития ребенку  предлагают ряд задач нарастающей  трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.

     Если  при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

     Есть  ли еще причины, побуждающие к  определению зоны ближайшего развития? Одна из важнейших состоит в определении  оптимальных сроков обучения детей. Чтобы организовать полноценное и здоровое развитие ребенка, необходимо знать средние границы сенситивного периода для освоения различных видов деятельности. Однако границы сенситивности весьма индивидуальны для каждой человеческой личности. Важно при этом помнить, что обучение опирается не столько на уже созревшие психические процессы, сколько на созревающие.

     Итак, определение актуального или  реального уровня развития ребенка  и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Что же составляет предмет диагностики развития ребенка и каковы ее методы?

     К показателям психического развития ребенка относят:

  • развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  • формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
  • овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

     А что должно стать предметом психологического изучения?

     Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

     Для того чтобы определить, какие факты  нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

     И все-таки что это за факты?

     Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

     Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев  рекомендуют вначале составить  о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

     Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

     В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

  • характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
  • характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
  • уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);
  • проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Проблемы  дефиниции при  построении исследования.
 

     Дефиниция (лат. определение) - краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятий - его содержание и границы.

     Рассмотрим  проблемы дефиниции в психологии развития.

     Идея  развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

     Вскрытые  Дарвином движущие факторы и причины  развития живых организмов подтолкнули  исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям  положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал  результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

     Изучая  его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

     Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.

     В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера  «Душа ребенка» — первая книга, открывшая  в литературе по детству дорогу своеобразному  биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

     Наиболее  крупные достижения в этой области  пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

     В последующие годы свой вклад в  понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные  ученые: Б. Г. Ананьев,    Л. И. Божович,    П. Я. Гальперин,    В. В. Давыдов,    А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.

     Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию... как целостную систему знаний».

     Нет и ни одной научной работы, где  наряду с эмпирическими данными  о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был  бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития.

     Многовековая  история науки показывает, что  сам процесс построения исследования любого явления имеет свою логику и состоит из решения нескольких проблем или задач. Вот основные из них:

  1. Составление программы, которая представляет собой достаточно подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего психолога явления. Программа – стратегический документ изучения, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных психологом целей.
  2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Психолог, как правило, не может изучить все множество психологических явлений, которое является носителем интересующего его аспекта психологического явления. Если, например, его интересует состояние конфликтности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без 
    исключения сотрудниками. Да этого и не нужно делать, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации.

     Все множество психологических явлений, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"