Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 16:25, контрольная работа

Описание

Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли.

Содержание

Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. – С. 66-82…………............... 19
Список литературы…………. …………………………………………….….. 30

Работа состоит из  1 файл

история психологии.docx

— 57.77 Кб (Скачать документ)

      Содержание  

Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной  психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В  чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская  Е.Д. «Методологические и теоретические  проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. –  С. 66-82…………............... 19
Список  литературы…………. …………………………………………….….. 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной  психологии а XIX веке. Этапы развития

       

      XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

      Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в                  биологии [1, с. 135].

      В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж. Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт (1883). Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, Т. Циген.

      В результате уточнений и дополнений, которые вносились все это  время, происходит, по существу, отказ  от многих принципиальных положений  строгого ассоцианизма. Ассоцианизм  вступает в период своего кризиса.

      Рассмотрим  подробнее содержание каждого этапа  в развитии ассоциативной психологии XIX в. Краткое представление этапов развития ассоцианизма представлено в таблице 1.

      Таблица 1

      Развитие  ассоцианизма в XVIII-XIX в.

 
Психолог
Предмет психологии Содержание  психики Метод исследования
Гартли  Сознание  Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные  элементы, было шире, чем предмет  психологии Интроспекция 
Беркли, Юм, Милль, Браун  Сознание  Ощущения, представления, чувства  Интроспекция 
Милль Сознание  Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические  процессы Логика 
Гербарт Перцепция и  апперцепция  Сознательные, смутные и бессознательные представления, имеющие разную силу, длительность и связь с прошлым опытом Интроспективное изучение динамики представлений 
Бэн Связь сознания и поведения  Элементы психики (ощущения, представления, чувства) и  акты поведения  Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного  к волевому поведению
Спенсер Ассоциации  между внешним и внутренним Психические процессы и акты поведения  Интроспекция  и наблюдение
Вундт Элементы психики, их связи и законы, психология народа Элементарные  и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и простые двигательные реакции  Эксперимент, интроспекция, анализ продуктов творчества
 

      Томас Браун (1778-1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: ввел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

      К числу таких факторов он относил  силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности  индивида, состояния его здоровья и др.

      Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении  ассоциаций: задача вызывает беспорядочные  ассоциации, одна из которых соответствует  решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности  в существовании предметов внешнего мира.

      В условиях, когда усилились нападки  на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга (только ощущения рассматриваются  им в их отношении к мозгу и  к окружающему миру, это составляет предмет физиологического учения о  духе) и ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые  открываются только в самонаблюдении (составляют предмет исследования философии духа). Материализм Гартли, как считает Браун, не в силах объяснить наиболее характерные для умственной жизни связи идей – по сходству, по контрасту и др. Браун избегает употребления самого термина «ассоциация», сохраняя его для объяснения лишь простейших связей между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т. п.). По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями (relative suggestions). Соответственно ассоциации называются еще простыми внушениями (simple suggestions). Так, терминологически закрепляется разделение всех душевных операций на ассоциации (или простые внушения) и относительные внушения, предпринимаемое для очищения учения об ассоциациях от материализма.

      Единственным  методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи  с его защитой развивает идеи виртуального анализа в психологии.

      Идеализм  сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и  проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнения и потребностей. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты:

      1) две или более идеи как объекты сравнения;

      2) чувство отношения между ними, например сходство;

      3) чувство произвольности, т.е. наличие намерения, желание найти это отношение.

      Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что сравнение есть только ассоциация или внушение, по терминологии Брауна, а активный характер этого процесса с психологической точки зрения – иллюзия. Познавательную деятельность Браун трактует механистически.

      Подобным  же образом он анализирует и потребности, которые называет аппетитами. Браун включает потребность в область чувственных процессов (feelings) наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности – во сне, отдыхе, упражнении, в пище и т. п.). Браун признает их жизненно важное значение для организма. Потребность он разделяет на два рода чувствований (feelings): ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и непосредственно связанное с этим ощущением желания того, что устраняет это неудовольствие, называемое проспективной, т. е. направленной на будущее, эмоцией, и ассоциацию между ними. Таким расчленением уничтожается специфика потребностей как особых психических состояний: потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями.

      Джеймс  Милль (1773-1836), прежде всего историк и экономист, в 1829г. опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Опирался на предшественников, особенно на. психологию Гартли.

      Он  сводит всю психологическую жизнь  к ощущениям, представлениям и ассоциациям  идей: в психическом мире есть только одно явление – ощущение и только один закон – деассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Следуя Гартли, а также Брауну, он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Он сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только одновременные или последовательные. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

      В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступают  характерная для ассоцианизма полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Джеймс Милль  построил ментальную механику, т. е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.

      Милль борется с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял: так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось, представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.

      Джон  Стюарт Милль  (1806-1873),   сын   Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику – «Система логики» (1843).  Защищая  ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах.

      Милль критически анализирует также понимание  предмета в ассоциативной психологии. Он начинает с различения физического (физиологического) и духовного. Все  состояния духа, т.е. состояния сознания – мысли, эмоции, хотения и ощущения – производятся непосредственно или другими состояниями духа, или состояниями тела. «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук» [2, с. 217]. В применении к психологии это различение приводит к следующим размышлениям. Ощущения происходят под воздействием внешнего предмета, в их основе лежат физиологические процессы. «Вопрос о том, зависят ли подобным же образом от физических условий и остальные наши психические состояния, есть один из «проклятых вопросов» науки о человеческой природе» [5, с. 194], Милль замечает: «многие выдающиеся физиологи утверждают, что мысль, например, есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощущение... Только кажется, будто одна мысль вызывает другую посредством ассоциации, на самом же деле вовсе не мысль вызывает мысль: ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. И вот одно из этих состояний вызывает другое, причем наличность каждого из них сопровождается как своим следствием особым состоянием сознания» [1, с. 142]. В заключение Милль делает вывод, что, несмотря на все свои несовершенства, психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии». Его окончательное определение предмета психологии таково: «...предметом психологии служат единообразия последовательности – те законы (конечные или производные), к которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или по  крайней мере, следует за ним)».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"