Контрольная работа по "Психологии управленческого общения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание

1.Соотнесите понятие « коммуникация» и « общение».
2.Охарактеризуйте различие межгруппового и межличностного восприятия и общения.
3.Укажите правильное определение понятия « конформизм»
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам.

Работа состоит из  1 файл

Выполнение.docx

— 27.21 Кб (Скачать документ)

                                      Выполнение

  1. Соотнести понятие « коммуникация» и « общение».

 Отметим, что коммуникация есть основа организации функционарования

системы, это понятие является более широким, чем общение.

Общение в свою очередь  предполагает обмен информацией  между людьми

в отличие от коммуникации, в ходе которой происходит обмен  информацией в живой и неживой  природе. Рассмотрим понятие «управленческого общения». Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения — производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д. Производственные отношения являются структурообразующим элементом всей системы общественных отношений. В процессе производства неизбежно возникает потребность в таком виде деятельности, как управление, предполагающем планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также тесно связанные с осуществлением этих функций коммуникации и принятие решений. Исходя из этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Управленческие отношения предполагают тесное диалектическое взаимодействие между объектом управления (от отдельных структурных подразделений до общества в целом) и субъектом управления, осуществляющих сознательное воздействие на объект для достижения поставленных целей. Взаимоотношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать как односторонний процесс воздействия субъекта на объект , во-первых, потому, что всякий субъект управления в свою очередь является и объектом управления со стороны организации более высокого уровня производственной иерархии, а во-вторых, потому, что объект управления не пассивен по отношению к субъекту управления: посредством обратной связи он в неменьшей степени оказывает на него воздействие, заставляя вносить коррективы как в формирование самого субъекта управления (его состав, структуру), так и в процесс реализации выполняемых им функций. Поэтому правильнее говорить о субъектное-субъектных отношениях в управленческой деятельности. Общение может происходить на разных уровнях. А. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

 

 

                                                  3

 Другой подход к  рассмотрению уровней общения  предлагает Б. Ломов. Он выделяет  три уровня: макромеза- и микроуровни.  На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровне общение происходит в пределах содержательной темы,"один или много раз. Общение на микроуровне- это акт контакта (вопрос — ответ, мимический, полетомимический акт и др.). Макроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.

И. Н. Горелов и др. в  книге "Умеете ли вы общаться?" (М., 1991) выделяют шесть стадий общения.

(1) Первая стадия — ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия— пространственная ориентировка. Ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении).

(2) Вторая стадия — привлечение внимания собеседников.

(3) Третья стадия — поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три — подготовительные стадии.

(4) На четвертой стадии идет обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой могут возникнуть проблемная ситуации, конфликт, столкновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового решения, не предложенного ни одним из собеседников.

(6) На шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта.

Рассматривая общение  подробно остановимся на единстве трех его сторон:

  1.«Общение как коммуникация»

Вся система отношения  человека к другим людям реализуется  в общении. Понятие "общения" является одним из центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного

 

 

                                                4

 человека раскрывается  для другой, происходит взаимный  обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. В общении человек  формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные  особенности. Результат общения  - налаживание определенных отношений  с другими людьми. Благодаря общению  осуществляется интеграция людей,  производятся нормы поведения,  взаимодействия. Связь людей в  процессе общения является условием  существования группы как целостной  системы. Общение координирует  общие действия людей и удовлетворяет  потребность в психологическом  контакте. Потребность в общении  является одной из первичных  потребностей ребенка. Она развивается  от простых форм (потребность  в эмоциональном контакте) к более  сложным (сотрудничество, интимно  личное общение). В процессе индивидуального  развития изменяются мотивы общения.  М.И. Лисина очертила такие  стадии развития потребности  ребенка в общении: потребность  во внимании и доброжелательности  взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный  возраст), в заинтересованности взрослого  запросами ребенка (младший и  средний дошкольный возраст), во  взаимопонимании и сопереживании  (старший дошкольный возраст). Основные  мотивы в общении детей дошкольного  возраста - познавательные, деловые  и личностные.

Барьеры общения

Внешние

Внутренние

Сложившиеся отношения между

Словарный запас.

общающимися:

Культурный уровень.

— недоверие;

Профессия (различные области знаний).

— неприятие;

Фонетический барьер:

— отсутствие авторитета;

— непонимание языка;

— статус

— неприятие темпа речи;

 

— несоответствие речи жестам.


                                  

  1. «Общение как взаимодействие»

Анализ общения как  взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как  прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении  все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению

 

                                                5

 от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия  практически невозможно. Главное  содержание общения — это воздействие  на партнера. Описывая его, мы  чаще всего используем термины  действий. Например: "Он на меня  давил, но я не поддался", "Он подстроился под меня" и т.д.  
   В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия "заодно"; в третьем — что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто — ведомый. Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна,Т.Харриса,Д.Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.  
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.  
Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.  
Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.                                               

 Стратегия "нанимателя" — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так,"контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.  

                                                   

                                                 6

 
3. «Общение как восприятие людьми друг друга»

   Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатиеи. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает                                                 

меня, своеобразно удвоенный  процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение  внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь  отражается мой внутренний мир.  
   Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции.

 

 

 

                                                 7

 Оно представляет собой  объяснение с субъектом межличностного  восприятия причин и методов  поведения других людей. Процессы  казуальной атрибуции подчиняются  следующим закономерностям, которые  оказывают влияние на понимание  людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

 

2.Охарактеризовать различие межгруппового и межличностного восприятия и общения.

  При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному О., где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона О. предполагает обмен информацией между двумя индивидами. В процессе межличностного восприятия возникает ряд "эффектов": первичности и новизны (предъявления информации), "ореола", стереотипизации и т.д. Они в особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке, где весьма высока роль установки. Специфической характеристикой перцептивной стороны О. является наличие атрибутивного процесса — приписывания другому человеку как причин его поведения, так и личностных черт. При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции — возникновения привлекательности партнера по О. Проблемой остается точность межличностного восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения точности межличностного восприятия является развитие перцептивной компетентности при помощи социально-психологического тренинга. Этот же способ служит обеспечению коммуникативных и интерактивных навыков партнеров по О. Рассмотренные в единстве три стороны О. создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управленческого общения"