Контрольная работа по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Работа состоит из  1 файл

контр.по псих. и педагок.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

КАМЧАТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

 

   Кафедра педагогики и психологии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  психологии и педагогике 

4  вариант 
 
 
 
 
 

Студента  Токарева Алексея Викторовича

Группы  08-ПП

факультета  заочного обучения

№ зачетной книжки  080714 

                           Преподаватель:

    ______________________________

   Оценка  «_____________________»

   «______»________________2010_г. 
 
 

Петропавловск-Камчатский 2010

Воображение: определение, виды, функции, способы развития воображения

     1.Определение  воображения

     Воображение  -  особая форма   психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

     Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях.

     Для исследования познавательной роли воображения  необходимо выяснить его особенности и выявить его  действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

     С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

     Л.С.Выготский  считает, что “воображение не повторяет  впечатлений, которые накоплены  прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

     Согласно  Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

     А “Философский словарь” определяет воображение  как “способность создавать новые  чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

     Как видно из определений, существенным признаком воображения считается  способность субъекта создавать  новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому, что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

     Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

     Одна  из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано  не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без  мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем  всегда предполагается преобразование чувственного материала.

     Таким образом, очевидно, что воображение  есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

2. Виды воображения

     Рассмотрим  теперь различные формы и виды человеческого воображения.

     Отношение человека к процессу воображения  непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.

     В самых низших и примитивных своих  формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще  называют пассивным воображением.

     В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь  ими,  человек  по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.

     Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

     В   репродуктивном  воображении  ставится  задача воспроизвести  реальность  в  том  виде,  какова  она есть, и хотя здесь также присутствует  элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или   память,   чем   творчество. Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

     Продуктивное  воображение отличается тем, что  в нем   действительность  сознательно конструируется  человеком,  а не  просто механически копируется  или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески   преобразуется.   Например, основой творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии  уже не  удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но  эта реальность  пропускается  через  продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией  воздуха  (импрессионизм),  прибегая к точечному  изображению  предметов  (пуантилизм), разлагая  мир  на  геометрические  фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого   направления   искусства,   как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения.

     Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

     Во  всех этих случаях  воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся  сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

     Сновидения  можно отнести  к  разряду  пассивных  и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль  в  жизни  человека  до  сих  пор  не  установлена,  хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности,  которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

     Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой  связи  с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом  тех  или  иных  нарушений  психики  или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

     Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это  вполне нормальное психическое  состояние,  представляющее  собой фантазию, связанную с желанием.

     Мечтой  называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Мечты у человека занимают  довольно  большую  часть времени, особенно в юности и для большинства людей  являются  приятными  думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и  агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

     3. Функции воображения

     В жизни человека воображение  выполняет  ряд специфических функций.

     Первая  из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него   включена.

     Вторая   функция   воображения   состоит   в  регулировании эмоциональных  состояний.  При помощи своего воображения человек способен хотя бы   отчасти   удовлетворять   многие  потребности,  снимать  порождаемую  ими напряженность.   Данная  жизненно  важная  функция  особенно  подчеркивается и разрабатывается  в  психоанализе.

     Третья  функция  воображения  связана  с его участием   в  произвольной  регуляции  познавательных  процессов  и  состояний человека,  в  частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно  вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством   образов   он   получает   возможность   управлять   восприятием, воспоминаниями,   высказываниями.

     Четвертая  функция  воображения  состоит  в формировании  внутреннего  плана  действий –  способности выполнять их в уме, манипулируя   образами.

     Наконец,   пятая   функция – это  планирование и программирование   деятельности,   составление   таких   программ,  оценки  их правильности,  процесса  реализации.

     С помощью воображения мы можем  управлять многими  психофизиологическими  состояниями  организма,  настраивать его на предстоящую  деятельность.  Известны также факты,  свидетельствующие  о  том, что с помощью  воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы:   изменять  ритмику  дыхания, частоту  пульса,  кровяное  давление, температуру тела.

     4. Способы развития  воображения

     Преобразование  действительности  при помощи воображения  происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

     Первый  такой способ — агглютинация, т.е.  комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей  в новых необычных  комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев.

     Другим  приемом является акцентуирование  некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер.

     Третий  известный способ создания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

     И последним способом можно назвать  типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике