Контрольная работа по "Психологи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:03, контрольная работа

Описание

Учеными-психологами выделяются основные познавательные процессы психики человека: ощущения, восприятие, мышление и память.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Содержание

Психофизиология ощущений, восприятия, памяти, мышления…………………………………………………………………..3
Причины профессионального стресса ………………………………….10
Понятие психограммы и ее виды ………………………………………..12
Разработка профессиограммы экономиста- менеджера………………..15
Список литературы……………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

контр по психофизиологии.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

  1. Психофизиология ощущений, восприятия, памяти, мышления…………………………………………………………………..3
  2. Причины профессионального стресса ………………………………….10
  3. Понятие психограммы и ее виды ………………………………………..12
  4. Разработка профессиограммы экономиста- менеджера………………..15
  5. Список литературы……………………………………………………….19

 

1.Психофизиология ощущения, восприятие, память, мышление.

 

Учеными-психологами  выделяются основные познавательные процессы психики человека: ощущения, восприятие, мышление и память.

Ощущение – отражение  свойств реальности, возникающее  в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных  центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое  представляет собой осознаваемый или  неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки  его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или  анализаторов человека, которые с  рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии  в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство

Классификация.

В зависимости от видов  стимулов-раздражителей:

  • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)
  • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов)
  • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

  • зрительные
  • слуховые
  • вкусовые
  • обонятельные
  • осязательные и т.д.

Ощущения поддаются  тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов  чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание  при высокой температуре, массаж биологически активных точек).

Восприятие – сложный  процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение  объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение  объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных  ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Свойства  восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

В зависимости от активности работы анализатора восприятие классифицируется:

Анализаторы:

Тип восприятия:

Зрительный

Зрительное

Слуховой

Слуховое

Мышечный кожный

Осязательное


Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

Мышление:

  • это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень  человеческого познания. Позволяет  получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального  мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Рис. 1 Классификация видов  мышления

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют  друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим  и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному  связаны с практикой». Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается  на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых  качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

По времени хранения память подразделяют:

Мгновенная

0,1 – 0,5 с

– удержание точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память –  образа).

Кратковременная

до 20 с

– представляет собой  способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная

до нескольких дней

- хранение информации в течение определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная

Неограниченно.

- хранение информации  в неограниченном промежутке  времени. Данная информация может  воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая

 

- информация, которая  храниться в генотипе, передается  и воспроизводится по наследству.

Зрительная

 

- сохранение и воспроизведение  зрительных образов.

Слуховая

 

- запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная 

 

- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений.

Эмоциональная

 

- память на переживания.  То, что у человека вызывает  эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная,

обонятельная,

вкусовая …

 

- удовлетворение биологических  потребностей или потребностей  связанных с безопасностью и  самосохранением организма.


 

По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание

- происходит автоматически  и без особых усилий со стороны  человека, без постановки перед  ним специальной мнемической  задачи.

Произвольное запоминание

- процесс запоминания  и воспроизведения требует волевых  усилий. При условии наличия мнемической задачи.


Развитие памяти в  целом зависит от человека, от сферы  его деятельности, и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологи"