Контрольная работа по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание

Вопрос №1 (3) Как психология стала областью знаний?
Вопрос №2 (11) Каковы функции основных частей нервной системы?
Вопрос №3 (19) Можно ли верить очевидцам?
Вопрос №4 (27) Опишите физиологические изменения, происходящие в организме человека под воздействием эмоций.
Вопрос №5 (35) Каковы особенности деятельности человека?
Вопрос № 6 (43) Что такое социализация личности?
Вопрос № 8 (59) Дайте определение искренности и объясните, в чем ее ценность.

Работа состоит из  1 файл

кр психология.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

 

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ» 

 

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

 

 

                                    Дисциплина: Педагогика и психология.

       

                                   

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

2013 г

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1 (3) Как психология стала областью знаний?

 

  Этапы становления психологии

I этап  – психология  как наука о душе (более 2 тысяч  лет назад).

II этап  – психология  как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап  – психология  как наука о поведении возникает  (XX в).

IV этап  –психология  как наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы  психики. (современность)

 

  Интерес людей к тем знаниям, которыми располагает современная психология, возник очень давно. Пытаясь понять, что движет процессами, происходящими в живой и неживой природе, что лежит в основе всех жизненных явлений, древние ученые пришли к выводу о существовании чего-то такого, что не воспринимается человеком.

  В XVI-XVIIвв, наука освободилась от религиозных догматов и ограничений, наложенных теологией, активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки. Учение о душе как самое сложное и запутанное оказалось одним из последних, чье право на существование в качестве научной дисциплины было завоевано в борьбе с религией.

 К XVIIв ученые-механики первыми усмотрели аналогию между устройством и работой автомата и строением и поведением живого организма. Появилась возможность применить законы механики к пониманию и объяснению поведения человека и животных, которое раньше объяснялось исключительно на основе свойств, гипотетически приписываемых душе. Однако решить проблему объяснения поведения человека без души оказалось не так просто. Было очевидно, что сознание, разум и воля у человека все же имеются и играют определенную роль в управлении его поведением. Душа человека оставалась всеми признаваемой реальностью, и в новом, механистическом понимании поведения требовалось найти ей новое место, объяснить ее роль в жизни и поведении людей.

  Существенное влияние на психологию в первой половине XIX в. начинают оказывать естественные науки, такие как биология, анатомия, физиология и медицина. Особое значение для развития психологических знаний в это время имеют достижения в области анатомии и физиологии мозга и органов чувств человека.

  Крупный шаг в учении о природе психики и поведения человека был сделан во второй половине XIX в. В это время появляется и получает признание теория эволюции Ч. Дарвина. Она анатомически и генетически сблизила человека и животных, доказав общность их происхождения и телесного устройства. В биологическом плане человек для науки перестал быть существом особого рода, не имеющим ничего общего с животными.

   В преобразование психологии как науки внесла свой существенный вклад клиническая и психиатрическая практика, обнаружившая тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами при разного рода заболеваниях. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными людьми наводили на мысль о том, что между нарушениями в работе мозга, психикой и поведением, между болезнями души и тела имеется прямая зависимость. В свете этих данных становился сомнительным дуалистический постулат независимости материальных (телесных) и психических (душевных) явлений; требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь не только в патологии, но и в норме.

   В середине второй половины XIX в. складываются все необходимые предпосылки для превращения психологии в самостоятельную, экспериментальную и точную науку. Психология становится очень популярной областью знаний, привлекает к себе повышенное внимание не только как система новых научных знаний, но также и как область, содержащая в себе полезные для практики сведения.

  Первые десятилетия XXв. являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. Но вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

 

 

Вопрос №2 (11) Каковы функции основных частей нервной системы?

  Нервная система- сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).    Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.

Свойства нервной системы:

-Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа..

-Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

-К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.

  Нервную систему человека подразделяют по-разному. Анатомически она состоит из центральной нервной системы (ЦНС) и периферической нервной системы (ПНС). ЦНС включает головной и спинной мозг, а ПНС, обеспечивающая связь ЦНС с различными частями тела, – черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нервные узлы и нервные сплетения, лежащие вне спинного и головного мозга.

   Центральная нервная система- основная часть нервной системы, представлена спинным и головным мозгом. Главная и специфическая функция ЦНС- осуществление простых и сложных рефлексов, регуляция деятельности органов систем организма, осуществление связи и взаимодействия между ними,      обеспечение единства организма и целостность его деятельности.

  Периферическая нервная система соединяет ЦНС с органами и конечностями. Периферическая нервная система функционально и структурно разделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система отвечает за координацию движений тела, а также за получение внешних стимулов. Это система, регулирующая сознательно контролируемую деятельность. Вегетативная нервная система в свою очередь делится на симпатическую, парасимпатическую и энтеральную. Симпатическая нервная система отвечает за реагирование на надвигающуюся опасность или стресс и вместе с другими физиологическими изменениями отвечает за увеличение частоты пульса и давления, а также при появлении чувства волнения способствует повышению уровня адреналина. Парасимпатическая нервная система, напротив, становится заметной, когда человек отдыхает и чувствует себя расслабленно, она отвечает за такие вещи как сужение зрачков, замедление сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, стимуляция работы пищеварительной и мочеполовой системы. Роль энтеральной нервной системы состоит в управлении всеми аспектами пищеварения.

 

Вопрос №3 (19) Можно ли верить очевидцам?

    Очевидцам можно верить только в том случае, если есть чёткая уверенность, что они не имеют стимула намеренно искажать информацию и  наблюдают хорошо понятное им явление. Если же речь идёт, например, о сложном физическом явлении, очевидцам из толпы часто верить нельзя.

 

Вопрос №4  (27) Опишите физиологические изменения, происходящие в организме человека под воздействием эмоций.

   Одним из проявлений  физиологии высшей нервной деятельности человека являются эмоции .Они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышечных волокон включаются в работу поочередно, то в состоянии аффекта они могут включиться одновременно. Кроме того, блокируются процессы, тормозящие мышечную деятельность при утомлении. При эмоциях изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды. Эмоции возникают лишь в том случае, если перед организмом стоит какая-либо задача (потребность, цель), а средств для решения (удовлетворения, достижения) ее оказывается недостаточно. Хотя каждый из нас знает, что такое эмоции, дать этому состоянию точное научное определение невозможно. Обычно под эмоциями понимают наши чувства и настроения и их проявления в поведении и реакциях со стороны вегетативной и эндокринной систем. К эмоциям относятся все отрицательные и положительные аффективные состояния от тревоги и страха до любви и счастья.

 

 

Вопрос №5 (35) Каковы особенности деятельности человека?

 

 Деятельность человека –  сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками; её общественная сущность является предметом общественных наук, её физиологические механизмы – предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности. Когда речь идёт о психологическом изучении деятельности, обычно имеется в виду деятельность отдельной личности, хотя в последнее время под влиянием запросов практики объектом психологического исследования становится совместная или групповая деятельность.  
Результатом человеческой деятельности является определённый продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь, множество других людей, членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает для себя лично, он использует в своём труде опыт других людей, применяя полученные от нихзнания.  
  Деятельность – категория общественно- историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Индивидуальную деятельность можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества. Вне общественных связей и отношений индивидуальная деятельность просто не может существовать.

  Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Почти все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения.

 Деятельность человека  имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру  и средства. Мотивом деятельности  называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. Деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

  Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"