Контрольная работа по "Конфликтология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:40, доклад

Описание

1 Конфликтология, ее предмет и задачи

Конфликтология – отрасль социальной психологии; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Работа состоит из  1 файл

1 Конфликтология.docx

— 17.96 Кб (Скачать документ)

  1 Конфликтология, ее предмет и задачи

  Конфликтология – отрасль социальной психологии; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

  Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

  Как отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

  Практическое  приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

  Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся  ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить  им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

  Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

  Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство. 

  2 Становление конфликтологии как науки

  По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.

  Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер.

  Идеи  классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе.

  Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы  – ставил знак равенства между  общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.

  Для Макса Вебера субъектом эмоционального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения, общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют  позитивно и негативно привилегированные  группы. Они озабочены тем, чтобы  в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить  или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так  же амбиции и жизненные ориентиры.

  Георг Зиммель специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства, фактора. Он ввел в научный оборот термин “социология конфликта”.

  Артур Шопенгауэр указывал на ряд нравственных предостережений: кто желает, чтобы  его мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно и без горячности; запас снисходительности  полезен, ибо предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к кому не питать неприязни, никогда  не выказывать гнева либо ненависти.

  В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили  его в зависимость от психологических  факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы предложить идею разделения личности на три инстанции, т. е. ступени, звенья – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.

  К началу XX в. интерес ученых, прежде всего  социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью  порождают конфликты. 

  3 Причины конфликтов

  Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

  • Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
  • Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
  • Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
  • Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
  • Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
  • Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

Информация о работе Контрольная работа по "Конфликтология"