Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание

Метод - это путь исследования, познания, а также способов получения данных в процессе исследования. Экспериментальный метод в широком смысле слова определяется как изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности. В узком смысле – это термин «экспериментирования» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода. С точки зрения норматива рассуждений исследователя экспериментальных метод выступает в качестве образца гипотетико-детуктивного рассуждения.
Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных наука

Работа состоит из  1 файл

Контр.рабэкспер.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Одинцовский  гуманитарный институт»

             Факультет вечернего и заочного обучения

КАФЕДРА Социальной психологии

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  
 

по дисциплине: Экспериментальная психология 
 
 
 
 
 

Студент 3 курса; группы П - З - 1 - 31 

                                                                   Преподаватель: с. п. ст. преподаватель

 О.В.Малахова 
 
 
 
 
 
 
 

Одинцово

2009г. 

  1. Методы: беседа, контент-анализ, наблюдение, эксперимент, тест.
 

     Метод - это путь исследования, познания, а также способов получения данных в процессе исследования. Экспериментальный метод в широком смысле слова определяется как изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической  реальности.  В узком смысле – это термин «экспериментирования» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода. С точки зрения норматива рассуждений исследователя экспериментальных метод выступает в качестве образца гипотетико-детуктивного рассуждения.

     Беседа  – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

     К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа. Контент - анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

     Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

     Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Социально-психологические исследования связаны с наблюдением. Наблюдение как составная часть эксперимента используется очень часто (жесты, мимика и т.п.). Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

     Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в изучаемое психологическое явление, когда заранее создаются определённые условия, в которые помещаются личность и коллектив, и изучаются их психические проявления. Эксперимент – это метод проверки гипотез путем варьирования независимой переменной и регистрацией зависимой переменной.

     Тест  (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. В этом случае экспериментатор зависим даже в вопросах интерпретации тестовых результатов, так как не волен изменять готовые интерпретации и игнорировать установленные статистические нормы, обычно входящие в состав ключей тестов. 

  1. Перечислите какие объекты изучаются данными методами. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?
 

     Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. Первостепенное значение является наблюдение за объектом исследования. Если позволяет текущий уровень развития (состояние) данной науки и если это позволяет сам объект, вторым важнейшим способом изучения объекта исследования является эксперимент. Связать же наблюдаемые, известные и экспериментальные данные помогает как научная логика в сочетании с уже известными научными данными, так и особые правила, по которым в науке выводятся гипотезы.

     В качестве объекта в психологии может выступать живая особь, человек как индивид, группа людей, общность.

     Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. Объектом беседы  является человек.

     Объектом  контент-анализа (т.е. фиксируемым содержанием) здесь выступают — содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом (т.е. внеязыковой реальностью) — картина мира, представляемая средствами коммуникации. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используется несколько единиц анализа и несколько единиц счета.

     Контент-анализ используется при анализе результатов  применения прожективных тестов, материалов беседы и т. д

     Объект  наблюдения определяется в контексте исследовательской программы и зависит от гипотез, эмпирических индикаторов выделенных понятий, стратегий исследования в целом. Планируя наблюдение, исследователь должен, прежде всего, выбрать группы, за которыми будет вестись наблюдение. Данные группы должны принадлежать к одной категории, т.е. они должны иметь свойства, отличающие их от тех групп, которые принадлежат к другой категории. В частности, каждая группа должна включать лиц с однородным поведением.

     Эксперимент, где объектом исследований является человек, а предметом – человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором.

     Тест  служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Для этого в качестве объекта диагностики выбираются не просто те или иные знания, а прежде всего умения эти знание приобретать (т.е. в качестве критерия выступает уровень «мастерства»). 

  1. Чем принципиально отличается эксперимент от других неэкспериментальных исследовательских методов?
 

     Вспомним  еще раз, что все методы, применяемые  для получения эмпирического  материала, можно условно разделить  на экспериментальный и неэкспериментальные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации, «архивное исследование» и т. д.

     Применяя  методы первой группы, исследователь  активно вызывает явление или  процесс, воздействуя на объект. Используя  же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это — второе «измерение» психологических эмпирических методов. 

     Важные  виды экспериментов: лабораторный и  естественный; диагностический и  формирующий.

     К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок.

       Особенность эксперимента проверка причинно-следственных гипотез (каузальных) и использование способов контроля причинных выводов. Гипотеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

     Психологический  эксперимент отличается от других методов  особым вниманием к формам организации  исследования, потому что связывает сбор эмпирических данных с формами контроля за выводами, т. е. с возможностями обобщений за пределами ситуации исследования.

     Экспериментальный подход от неэкспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается  самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться.

     Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов  заключается в том, что он дает возможность внутреннему явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.

     Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существующие особенности внутреннего процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных. 

  1. Понятия: гипотеза, выборка.
 

     Гипотеза  – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.  
Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — это гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.

     Выборка — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30.  
Выборка может рассматриваться в качестве репрезентативной или нерепрезентативной. Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.  
 

  1. Чем отличается причинно-следственная связь от корреляционной?

     Корреляция (от позднелат. correlatio – соотношение) – термин, применяемый в различных  областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий.

     С помощью корреляционного метода изучается отношение между двумя  переменными, не опосредованное вмешательством исследователя. Таким образом, отсутствуют  какие-либо манипуляции переменными, изучается также отношение между событиями и выражается количественным образом размах данного отношения. Этот метод является существенной альтернативой экспериментальному методу, но он не позволяет установить отношения причинности.

     При корреляционном исследовании существует сложность интерпретации, которая возникает прежде всего за счет направления интерпретации, то есть если выявляется отношение между двумя переменными, значит, эти переменные связаны между собой, однако не всегда можно понять, в каком направлении, то есть какая переменная оказывает влияние на другую.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "