Контрольная рабоат по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 08:47, контрольная работа

Описание

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Понятия «обучения» и «воспитания»………………….4-5
Методы обучения…………………………………………………5-10
Ответ на 3 вопрос………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология.docx

— 30.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО - ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА в г. АРХАНГЕЛЬСКЕ

  Кафедра

экономики, менеджмента и маркетинга 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Психология и педагогика»

Вариант № 26 
 
 

              Студента Угаровой Дарьи Васильевны 
              Номер личного дела  10млб00238

Специальность «Бакалавр менеджмента»

Курс  1

Группа  день

Форма обучения : периферия

                                                                                                Преподаватель Соколова  Н.С. 

Архангельск – 2011

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………3
  2. Понятия «обучения» и «воспитания»………………….4-5
  3. Методы обучения…………………………………………………5-10
  4. Ответ на 3 вопрос………………………………………………...10
  5. Заключение…………………………………………………………….11
  6. Список литературы………………………………………………12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Одной из фундаментальных  категорий педагогики является понятие  «воспитание». Соотношение  понятий «образование»  и «воспитание» пока остается предметом  дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия  «образование», другие - определяют их как  противоположные  стороны педагогического  процесса. На самом  деле образование  как целенаправленный процесс социализации является более широким  понятием и включает в себя воспитание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

В узком  смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание  направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности  приспособления человека к жизни  в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание  тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая  и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать  способность к добровольному  выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях  коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие  способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение  – «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством  организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Обучение  и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а  воспитание обучающим.

Воспитание  и обучение являются способами осуществления  педагогического процесса, который  выполняет три основных функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных  знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и  отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств  и качеств личности).

2.Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения.

Метод  является частью вида деятельности ученика или  учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями  учебного курса, целью конкретного  урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.

Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин  - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).

Классификация методов обучения

          Роль и место методов в обучении  определяется их видами и функциями.  Поэтому  ключевой дидактической  проблемой является классификация  методов обучения. Однако, единой  классификации методов обучения  не существует. Но рассмотрение  разных подходов к разделению  их на группы позволяет систематизировать  методы в качестве дидактического  инструментария.

      Исторически первыми методами  обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).

Классификация по возрастанию степени  самостоятельности  учащихся  
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

  • исследовательский (поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем)
  • частично-поисковый (эвристический) (педагог расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем)
  • проблемное изложение (педагог ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения; учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец)
  • репродуктивный (учащиеся  выполняют действия по образцу)
  • объяснительно-иллюстративный (информационный) (преподаватель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают)
 

Бабанский Ю.К. на основе выделения  степени проявления поискового характера  деятельности предложил  три основные группы методов:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения -  познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
  2. Методы организации и осуществления учебных действий – словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные методы; проблемно-поисковый, эвристический,исследовательский, репродуктивный (инструктаж, объяснение, тренировка) методы; самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.
  3. Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.

C  позиции обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской):

  1. Когнитивные методы,  или  методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.
  2. Креативные методы,  позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии (вживания), “мозговой штурм”,   методы  образного и символического видения, метод ошибок,  метод контруирования правил и др.
  3. Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы  учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы.
 

    Словесные методы (  обсуждение, беседа…)

  • проблемная постановка вопросов
  • постоянное управление, корректировка хода занятия
  • работа вокруг основных проблем обсуждения
  • полемический характер
  • стимулирование творчества
  • объективная оценка каждого выступления
  • ориентирование учащихся на практику, дальнейшую работу

Демонстрация (ТСО,  личный показ, средства наглядности и иллюстрации…) 

  • тщательный отбор материала
  • отбор наиболее актуальных видов демонстрации, их количества и последовательностиов
  • умелое сочетание слова и показа
  • эстетичность предлагаемой наглядности

Упражнения  (вводные,  основные, тренировки…)

    • применение после освоения теоретического материала, трансформация знаний в навыки и умения
    • понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательность, этапность действий
    • ·непрерывное поддержание у учащихся интереса к упражнению и сознательного отношения к его выполнению
    • ·обеспечение духа состязательности
    • формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки действий
 

Самостоятельная работа (работа с книгой,  печатными источниками, СМИ…)

  • исследовательский (эвристический) характер самостоятельной работы (в т.ч., заданий на дом)
  • побуждение к поиску, решению учебной проблемы
  • учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, индивидуализация и дифференциация самостоятельных заданий
  • организация консультативной помощи
  • Методический контроль за самостоятельной работой и ее адекватная оценка
 

Методы  контроля (тесты,  устный опрос, зачеты…)

  • систематичность (мониторинг)
  • глубина, всесторонность (ЗУН)
  • объективность
  • индивидуальность в сочетании с коллективностью
  • дифференцированность

     3.а) Цели обучения – 3) организующее и направляющее начало учебного процесса

б) Метод обучения – 2) упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя  работой учащихся по овладению знаниями

в) Средства обучения – 1) совокупность материальных, технических,

информационных  ресурсов для обеспечения обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  В традиционной  педагогике  недостаточно  используются проблемные, исследовательские  и практические  методы.  В личностно-ориентированном  обучении основными  факторами выбора  методов служит  задача организации  продуктивной деятельности  учащихся и обретения  ими личностных  смыслов. Первый  и самый главный  принцип, который  можно предложить  творческому учителю,  таков: “Все что  хочешь сказать,  спроси!”  На  уроке важно создать  такую учебную  среду, где ученик  бы задавался вопросами  о своих достижениях,  трудностях и успехах,  выстраивал вместе  с учителем траекторию  собственного развития. 
 

  

3.а) Цели обучения – 3) организующее и направляющее начало учебного процесса

б) Метод обучения – 2) упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя  работой учащихся по овладению знаниями

Информация о работе Контрольная рабоат по «Психологии и педагогике»