Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)


Содержание.

Введение                                                                                                                                        2                                                                                                            

Глава I Комплекс  неполноценности                                                                                            4                                                                                                    

1.1   Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
        комплекса неполноценности                                                                                                 4                                                                              

1.2.              Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

        возрасте                                                                                                                                   6                                                                                                                   

1.3   Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

        возрасте                                                                                                                                   9                                                                                                                  

Глава II Экспериментальное исследование                                                                                17                                                        

2.1       Цели и задачи экспериментального исследования                                                            17                                        

2.2.              Результаты исследования:                                                                                                   18                                                                             

Выводы                                                                                                                                                                    25                                                                                                                    

Заключение                                                                                                                                    26                                                                                                            

Литература                                                                                                                                         29                                                                                                               

Приложения                                                                                                                                          30                                                                                                                

27

 



Введение.

Известно, что все люди по-разному относятся к власти как таковой, и особенно к собственному превосходству над окружающими. Альфред Адлер, австрийский врач и психолог, попытался разобраться, чем же это обусловлено.

А.Адлер утверждает, что стремление занять или не занять главенствующее положение закладывается в раннем детстве. Это стремление является следствием комплекса неполноценности.

Широко распространен тот факт, что отношение обделенных жизнью людей к жизни и остальным людям отличается от взглядов тех, кто с детства был доволен жизнью и собой. Это справедливо не только для людей с физическими недостатками, но и для людей экономически или социально неполноценных.

Чувство неполноценности в ребенке закладывается родителями. Одни принимают ребенка за живую куклу для игры, другие видят в нем ценную собственность, третьи считают ребенка только лишней обузой. Подобное отношение со стороны родителей и других взрослых зарождает у ребенка ощущение, что он умеет делать всего две вещи: доставлять удовольствие и неудовольствие старшим.

Впоследствии этот комплекс неполноценности может быть усилен некоторыми особенностями нашей цивилизации. Например, привычка не принимать детей всерьез. Большинство детей растут в постоянном страхе, что над ними будут смеяться. Насмешки оставляют в душе ребенка неизгладимый след, который остается навсегда и определяет его поступки во взрослой жизни. Некоторые люди, над которыми в детстве насмехались, уже, будучи взрослыми и респектабельными, боятся показаться смешными в глазах окружающих или дать повод так думать. Другой способ не принимать детей всерьез - говорить им неправду. Ребенок начинает сомневаться в окружающей действительности и ставить под вопрос серьезность и реальность всей жизни.

Чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности - движущая сила стремлений всякого ребенка. Это чувство определяет, как удастся ребенку достичь уверенности, определяет цель его существования и подготавливает путь, которым эта цель может быть достигнута.

Уже с первых дней жизни ребенка можно заметить, что чувство собственной неполноценности развивается параллельно желанию добиться признания. Цель этого желания -достичь положения, когда индивидуум выглядит превосходящим свое окружение. Эта цель построена таким образом, что ее достижение предполагает возможность либо получения чувства превосходства, либо подъема личности на такой уровень, на котором жизнь кажется осмысленной. Именно эта цель и дает ценность нашему жизненному опыту. Она связывает

между собой и координирует чувства, формирует воображение, направляет творческие силы и определяет, что необходимо запомнить, а что - забыть.

Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться, никогда не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится простым чувством равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таком случае стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным, что обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. Такие люди на пути достижения своей цели, задевая права других, ставят под удар и свои собственные права. Они враждебны по отношению к миру, а потому мир враждебен к ним.

Проявление враждебности не обязательно должно происходить открыто. Бывают дети, чье стремление к власти выражено таким образом, что не приводит к немедленному контакту с окружающими. Постепенно у таких детей будут появляться и антисоциальные черты характера, например, гордыня, тщеславие и желание победить всех любой ценой. Последнее можно осуществить хитростью. Относительное возвышение индивидуума может быть достигнуто за счет принижения тех, с кем он вступает в контакты.

Комплекс неполноценности и стремление к власти определяют поведенческую установку. Ее окончательная форма может немного меняться, но ее суть, направленность и смысл остаются неизменными с самого раннего детства. Поведенческая установка является определяющим фактором, хотя по мере взросления субъекта его меняющиеся взаимоотношения с взрослым миром могут несколько видоизменять проблему в некоторых отношениях.

Поэтому очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы у него не сложилось ложного представления о жизни. Сила и сопротивляемость его тела также являются важным фактором в ходе формирования представлений о мире. Не менее важны социальное положение ребенка и характеры тех, кто его воспитывает.

Гипотезой данного исследования является, предположение, что представление о себе, самоотношение и состояние агрессии формируют комплекс неполноценности в подростковом возрасте.

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1.      Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2.      Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3.       Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4.      . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Объектом исследования в данной работе стали ученики 8-9 классов, то есть подростки в возрасте от 14 - 15 лет учащиеся Авторской школы – комплекса города Бишкек. В исследование принимали участие подростки в количестве 20 человек.

Предметом данного исследования является исследование особенностей проявления комплекса неполноценности у подростков.

Методы. Теоретический анализ, количественный анализ, сравнительный анализ для одной выборки, при помощи Т-критерия Стьюдента.

Методики, применяемые в данном исследовании: Тест - опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев), Опросник «Представление о себе» (В.Стефансон), Опросник состояния агрессии (А.Басса, А.Дарки).

 

 

  Глава I   Комплекс неполноценности

  1.1  Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики

комплекса неполноценности                          

Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан. [1]

А.Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников 3. Фрейда (наряду с К. Г. Юнгом) и одним из первых отступников от классического психоанализа. В середине 1910-х гг. Адлер отошел от Фрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию, названную им индивидуальной психологией. В ее основе - критика пансексуализма фрейдовского психоанализа и представление о том, что неврозы формируются благодаря социальным аспектам и связаны со стремлением личности утвердиться в социуме, со стремлением к власти.

В основе невроза, согласно концепции А.Адлера, и лежит комплекс неполноценности -заложенное в раннем детстве болезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путем гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале над всеми людьми. [1]

"Любой невроз, - пишет А.Аддер, - может пониматься, как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства".

В своей теории комплекс неполноценности А.Адлер опирается на философию "фикционализма" разработанную немецким философом - позитивистом Гансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями ("Все люди равны в своих возможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"), которые совершенно не соответствуют действительности. "В погоне за такими фикциями, - пишет исследователь творчества А.Адлера М.Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми". [1]

А.Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни (...). Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач" (А. Адлер.). [1]

И далее: "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденции оно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру.

Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет А.Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а за темпо собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям".

Также существует много понятий комплекса неполноценности, например, такие как:

Комплекс неполноценности это бессознательное и сильно преувеличенное чувство собственной маловажности или неполноценности, которое проявляется в оборонительном или каком-либо компенсирующем это чувство поведении (например, в агрессии). [3]

Информация о работе Комплекс неполноценности