Комплаенс пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:51, творческая работа

Описание

По данным ВОЗ, примерно половина хронически больных не выполняют медицинские рекомендации. Несоблюдение назначений врача приводит к серьезным медицинским последствиям. Во-первых, нарушение режима терапии существенно снижает эффективность лечения. Самое лучшее лекарство становится бесполезным, если пациент не выполняет назначения врача: в лучшем случае состояние больного не меняется, в худшем – болезнь продолжает прогрессировать.

Содержание

Введение.
Комплаенс (определение).
Синонимы комплаенса.
Выполнение комплаенса.
Комплаентность.
Типы пациентов.
Терапевтическое сотрудничество.
Комплаенс и психологические факторы.
Комплаенс и клинические факторы.
Комплаенс и особенности терапии.
Комплаенс, организация медицинской помощи
и социальные факторы.
Комплаенс при злокачественных
новообразованиях.






Комплаенс при хронических инфекционных
заболеваниях.
Комплаенс при кожных заболеваниях.
Комплаенс при неврологических заболеваниях.
Комплаенс при психических заболеваниях.
Комплаенс в педиатрии.
Комплаенс у больных пожилого и старческого
возраста.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

комплаенс.ppt

— 893.00 Кб (Скачать документ)

CРС 
Тема: «Комплаенс пациента»
 

Подготовили: студенты гр.

  Ом-242-2

Косых  Е. и Грошева Е.

Преподаватель:  

ҚР  ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ  МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ  АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ  ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА  УНИВЕРСИТЕТІ  

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РК

КАЗАХСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

План: 

  • Введение.
  • Комплаенс (определение).
  • Синонимы комплаенса.
  • Выполнение комплаенса.
  • Комплаентность.
  • Типы пациентов.
  • Терапевтическое сотрудничество.
  • Комплаенс и психологические факторы.
  • Комплаенс и клинические факторы.
  • Комплаенс и особенности терапии.
  • Комплаенс, организация медицинской помощи  
    и социальные факторы.
  • Комплаенс при злокачественных  
    новообразованиях.
 
 
 
 
 
 
  • Комплаенс  при хронических  инфекционных  
    заболеваниях.
  • Комплаенс при кожных заболеваниях.
  • Комплаенс при неврологических заболеваниях.
  • Комплаенс при психических заболеваниях.
  • Комплаенс в педиатрии.
  • Комплаенс у больных пожилого и старческого 
    возраста.
  • Заключение.
  • Список используемой литературы.

Введение: 

  • По  данным ВОЗ, примерно  половина хронически  больных не выполняют  медицинские рекомендации. Несоблюдение назначений  врача приводит  к серьезным медицинским  последствиям. Во-первых, нарушение режима терапии существенно снижает эффективность лечения. Самое лучшее лекарство становится бесполезным, если пациент не выполняет назначения врача: в лучшем случае состояние больного не меняется, в худшем – болезнь продолжает прогрессировать. Во-вторых, переоценка врачом дисциплинированности больного в сочетании с неэффективностью лечения приводит к многократным пересмотрам терапии и назначению новых лекарств. При отсутствии ожидаемого эффекта врач разочаровывается в успехе лечения, снижается его профессиональный интерес к пациенту, создается впечатление "бесперспективности" больного. В-третьих, если пациент недооценивает важность соблюдения медицинских рекомендаций, недостаточная эффективность терапии вызывает недоверие к профессионализму врача, дискредитирует в глазах больного современную медицину и систему медицинской помощи. Таким образом, возникает порочный круг, в котором сначала больной, а затем и врач способствуют снижению успешности лечения. 
    Для обозначения правильности соблюдения больным рекомендаций врача предложен термин "комплаенс" . 

  

Комплаенс-

(англ. compliance — согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения.  
 
 
 
 

  • Комплаенс описывает поведение больного в отношении всего спектра медицинских назначений: правильности приема лекарств, точности выполнения нелекарственных процедур, следования диете, ограничения вредных привычек, формирования здорового образа жизни. Однако чаще всего под комплаенсом понимают соблюдение больным режима лекарственной терапии. Значение, которое вкладывается в термин "комплаенс", наделено оттенком паттернализма. Поэтому для описания терапевтического поведения больных был предложен ряд других понятий, подчеркивающих необходимость уважения точки зрения больного в отношении возможных методов лечения, формирования партнерских отношений между врачом и пациентом, совместного определения тактики терапии. Тем не менее термин "комплаенс" по-прежнему широко используется для описания терапевтического поведения больных. 

Синонимы  комплаенса: 

  • "терапевтический  альянс", 
  • "согласие с медицинскими рекомендациями",
  • "приверженность терапии",
  • "терапевтическое сотрудничество".

Комплаенс  выполняется полностью, только если: 

  • пациент  вовремя принимает лекарство;
  • принимает его в полной дозе;
  • соблюдает рекомендации по диете и образу жизни;
  • и при всем этом не говорит, что его лишили последней радости в жизни.

Комплаентность 

  •  —  это степень соответствия поведения  больного рекомендациям, полученным  от врача.

Пациент 

Комплаентный 

Некомплаентный 

Пациент  привержен к лечению. 

Пациент  отказывается 

от  лечения

или  нарушает режим  приема 

лекарственной  терапии. 

Терапевтическое  сотрудничество 

  • Является  очень важной частью  комплаенса, которое  формируется под  воздействием различных  клинических, психологических  и социальных факторов.
  • Например, больные могут не соблюдать медицинские рекомендации из-за недооценки тяжести своего состояния, убежденности в бесперспективности лечения, побочных эффектов терапии, отсутствия уверенности в профессионализме врача, физической беспомощности, отсутствии возможности приобретения лекарств.
  • В условиях клинической практики приверженность больного врачебным рекомендациям зависит от сочетания различных факторов, которые взаимно усиливают или ослабляют влияние на комплаенс. Выявление этих факторов позволяет понять, почему больной не соблюдает медицинские рекомендации, и оптимизировать лечебную программу. 
     

На  формирование терапевтического  сотрудничества оказывают  влияние:  

     • Психологические особенности больного 
• Клинические особенности заболевания 
• Особенности терапевтической программы 
• Социально-экономические факторы 
• Факторы, связанные с организацией медицинской помощи .

Комплаенс  и психологические  факторы: 

  • В  формировании установки  больного на начало  и продолжение  лечения главную  роль играет внутренняя  картина болезни. Больной стремится  к сотрудничеству  с врачом и соблюдает  медицинские рекомендации  только при осознании  факта заболевания  и его последствий  для здоровья, понимании  пользы терапии, превышающей  неудобства, связанные  с ней. Правильная  оценка больным  своего состояния (гармоничный  тип внутренней  картины болезни) является главным  залогом формирования  комплаенса. В этом  случае значение  других факторов, снижающих терапевтическое  сотрудничество, значительно  уменьшается. Так, если  больной осознает  смертельную опасность  болезни или возможность  инвалидизации, то, скорее  всего, он будет  соблюдать все  назначения врача, несмотря на побочные  эффекты, длительность  лечения, сложность  лекарственного режима  и экономические  затраты. В случаях  невольного искажения  внутренней картины  болезни терапевтическое  сотрудничество нарушается. При недооценке  ее тяжести (гипонозогнозия, анозогнозия) больные  преуменьшают или  полностью отрицают  факт заболевания  и пользу лечения. Установить контакт  с такими больными  и объяснить им  необходимость терапии  достаточно сложно. Еще сложнее поддержать  терапевтическое  сотрудничество и  обеспечить соблюдение  медицинских рекомендаций  на необходимом  уровне в течение  всего периода  лечения.

Комплаенс  и клинические  факторы: 

  • Большинство  заболеваний манифестирует и  протекает в виде субъективно  тягостной симптоматики. Страдание, дискомфорт, вызванные заболеванием, определяют обращение больного  за медицинской помощью, формируют  установку на лечение. В этих  случаях назначение лекарственных  препаратов воспринимается пациентом  как спасение от болезни, способ  избавления от недуга. При назначении  лекарственной терапии в таких  случаях можно ожидать высокого  терапевтического сотрудничества  и выполнения медицинских рекомендаций. Как следствие облегчение состояния  после начала терапии укрепляет  доверие больного к лечению.
  • При лечении острых патологических состояний терапевтическое сотрудничество более устойчиво, чем при хронических заболеваниях. Внезапно возникшая острая патология сопровождается резким ухудшением состояния больного и требует непродолжительного периода лечения. Кроме того, при остром состоянии или обострении хронической патологии медицинская помощь часто оказывается стационарно, и контроль над выполнением рекомендаций осуществляется врачом и медицинскими сестрами. При хронических заболеваниях в большинстве случаев лечение проводится амбулаторно и основная ответственность за прием лекарств ложится именно на больного.

Комплаенс  и особенности  терапии: 

  • Терапевтическое  сотрудничество зависит  от продолжительности  лечения. Установлено, что при длительной  терапии комплаенс  больных значительно  ниже, чем при краткосрочном  приеме лекарств. При долгосрочном  лечении больной  должен постоянно  следить за соблюдением  схемы терапии. Поэтому  терапевтическое  сотрудничество может  нарушаться из-за  того, что больные  просто забывают  принять лекарство. Больной "свыкается" с заболеванием, осознает  невозможность полного  выздоровления. Если  же ожидания больного  не соответствуют  результатам терапии, происходит разочарование  в профессионализме  врача и эффективности  современных методов  лечения. Общее правило  заключается в  том, что чем больше  длительность терапии, тем ниже комплаенс.
  • Одним из основных препятствий на пути формирования терапевтического сотрудничества являются побочные эффекты лекарственной терапии. В первую очередь это относится к неожиданным, субъективно тягостным и длительным нежелательным реакциям. Если после начала лечения у больного развилось, например, сильное головокружение, о котором он не был предупрежден заранее, это правомерно вызовет испуг пациента. В свою очередь страх возможного ухудшения состояния от приема препарата может привести к отказу от продолжения лечения, по крайней мере до следующего посещения врача.

Большое  значение имеет  субъективное отношение  больного к нежелательным  последствиям терапии, например появление  необильной сыпи  на теле у больного, для которого внешность  не имеет большого  значения, не приведет  к нарушению комплаенса, а пациент, фиксированный  на своем внешнем  виде, скорее всего, прекратит лечение. 
Важным терапевтическим фактором, влияющим на комплаенс, является режим приема лекарств. Простота и удобство схемы лечения (небольшое количество лекарств, однократный или двукратный суточный прием таблеток в удобное время, простой способ дозирования) способствуют соблюдению больными назначений врача. И напротив, большое количество различных медикаментов, необходимость приема лекарств несколько раз в день в строго определенное время без учета жизненного стиля больного, трудность дозирования приводят к нарушению лекарственного режима. Показательны случаи, когда больным, которые едят дважды в день, был назначен четырехкратный прием лекарств во время еды. Другим примером является назначение больному, который просыпается в полдень, однократного приема лекарства в 8 утра.  

Комплаенс, организация медицинской  помощи  
и социальные факторы. 
 

  •  
    Организация  медицинской помощи  играет важную  роль в формировании  терапевтического  сотрудничества. Уровень  комплаенса связан  с регулярностью  медицинских осмотров. Описан так называемый  феномен белого  халата: больные лучше  соблюдают лекарственные  назначения в течение  недели до посещения  врача и после  него. Поэтому при  планировании терапевтической  программы большое  значение должно  уделяться диспансерному  наблюдению с частыми  осмотрами. В свою  очередь регулярность  посещений больным  медицинского учреждения  зависит от доступности  медицинской службы. Чем проще попасть  на прием к врачу, тем чаще больной  будет обращаться  за помощью при  ухудшении состояния, пользоваться диспансерным  наблюдением и  лучше соблюдать  медицинские рекомендации. Больной будет  охотнее пользоваться  помощью врачей, если  медицинское учреждение  расположено в  удобном для него  месте, до него  легко добраться, потратив на дорогу  немного времени, если попасть на  прием можно, не  дожидаясь очереди. Терапевтическое  сотрудничество формируется  лучше, если больной  знает, что в любое  время при необходимости  может связаться  с лечащим доктором, например, по телефону. В случае развития  непредвиденного  побочного эффекта  терапии телефонная  консультация успокоит  больного и предотвратит  нарушение терапевтического  сотрудничества. При  беспомощности больного, тяжелом течении  заболевания, ограничивающем  возможность посещения  амбулатории, терапевтическое  сотрудничество будет  выше при активном  патронаже больного  на дому врачами  и медицинскими  сестрами.
  • Большую роль в формировании комплаенса играют взаимоотношения врача и больного. Менторский тон врача, безапелляционная позиция в отношении выбранного лечения полезна лишь у ограниченного числа больных. В большинстве случаев терапевтическое сотрудничество формируется лучше, если взаимоотношения врача и больного построены на уважении, доверии и партнерстве. Каждый больной рассчитывает не только на квалифицированную медицинскую помощь, но и на хорошие межличностные отношения. Если больному комфортно во время беседы с врачом, он будет охотнее принимать помощь и соблюдать медицинские назначения в течение всего периода лечения, чем больной, для которого посещение врача является испытанием. Очень важно активное участие пациента в разработке плана терапии, учет его мнения при выборе лечения. При соблюдении этого условия у больного появляется чувство ответственности за успех терапии, и он будет лучше следовать совместно выработанной тактике лечения. 

Информация о работе Комплаенс пациента