Коммуникативный тренинг "Вожатый и отряд"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:06, творческая работа

Описание

Цель: Развитие гибкости мышления, способности излагать свою позицию.

Работа состоит из  1 файл

Коммуникативный тренинг Вожатый и отряд.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Коммуникативный тренинг «Вожатый и отряд»

 

Составитель: педагог-психолог АНО ОДООЦ «Ребячья республика» Ганжала Галина Петровна

Цель: Развитие гибкости мышления, способности излагать свою позицию.

Задачи:

  • выработка общегруппового решения
  • научиться анализировать ситуацию с различных точек зрения
  • научиться находить альтернативные способы решения проблемы.

Продолжительность: 1 час

Количество  участников: 80 человек

Участники: вожатые

Инвентарь: шляпы 6 цветов: красная, синяя, черная, белая, зеленая, желтая, лист с характеристиками шляп (Приложение 1) – 6 шт., ручки – 10 шт., планшеты – 5 шт. схема с изображением шести шляп (Приложение 2) – 25 шт.

Описание мероприятия: Занятие основано на методе «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно и предполагает обсуждение в группах различных актуальных вопросов вожатской деятельности.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного  мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе  часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В деятельности вожатого нередко  возникают ситуации, требующие принятия ответственного решения. Зачастую вожатые испытывают трудности в сборе информации о проблеме с различных точек зрения, выработке альтернативных способов решения ситуации. Метод шести шляп предполагает создание некого алгоритма, по которому вожатый может проанализировать ситуацию и выделить различные аспекты проблемы.

Метод шести шляп — это  простой и практичный способ разделения процесса мышления на шесть различных  режимов, каждый из которых представлен  шляпой своего цвета (См. Приложение 1).

 

Преимущества применения метода шести шляп:

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяют сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  3. Метод шести шляп можно использовать для решения ситуаций на любом уровне сложности.
  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Обучаясь методике шести шляп, вожатые могут применять знания на практике, организуя обсуждение различных вопросов с напарником или с детьми в отряде.

 

Ход мероприятия: Участники делятся на пять групп по 16 человек. Ведущий

знакомит участников с характеристикой шляп, после чего каждой группе выдается описание всех шляп в печатном варианте. Предлагается обсудить различные актуальные вопросы, связанные с деятельностью вожатого при помощи шляп. Для этого каждая группа получает шляпу определенно цвета. Участникам достаются шляпы желтого, зеленого, черного и белого цвета, синяя шляпа достается ведущему. Также каждая группа получает схему с изображением шести шляп. Озвучивается первая проблемная ситуация, предлагается внутри группы обсудить ситуацию исходя из характеристики своей  шляпы. Время на обсуждение в группе – 5 минут. Во время обсуждения участники фиксируют основные мысли на схеме в том секторе, который соответствует цвету шляпы. По истечению времени, каждая группа озвучивает основные позиции по проблеме. В это время участники имеют возможность заполнить остальные цветные секторы, фиксируя результаты обсуждения других групп. То есть у каждой группы к концу обсуждения появляется схема, содержащая в себе различные точки зрения на заявленную проблему.

Дальнейших  ход занятия происходит по аналогичной схеме, но группы меняются цветными шляпами и рассматривают следующий вопрос с новой позиции.

  Ведущий руководит процессом обсуждения и на протяжении всего занятия пользуется синей шляпой. После сбора различных мнений о проблеме предлагается найти единое наиболее оптимальное решение или несколько альтернативных с учетом всех имеющихся фактов.

 

Актуальные  проблемы в работе вожатого (для обсуждения в группах):

  • Вожатый не может придумать новый творческий номер для отряда.
  • Трудности построения пассивного отряда на приемы пищи
  • Проблема «доброго» и «злого» вожатого. «Злой» – четко следует правилам, строго следит за дисциплиной. «Добрый» – делает поблажки, выходит за рамки правил.
  • Отсутствие информации о  внутренних переживаниях каждого ребенка в отряде.
  • В напарники поставили человека, с которым я категорически не хотел работать

 

 

 

 

Приложение 1

Характеристика  шляп:

Белая шляпа: информация

В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже  знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Предполагает  ответы на вопросы: Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

 

Красная шляпа: чувства 

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Предполагает  ответы на вопросы: Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

 

Черная шляпа: критика

Черная шляпа  позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она указывает на возможные риски и подводные камни. Предполагает ответы на вопросы: В чем недостатки? Что здесь неправильно? К каким последствиям может привести данное состояние дел?

 

Желтая  шляпа: логический позитив

Желтая шляпа  требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ  и позитивных сторон рассматриваемой проблемы.

Предполагает  ответы на вопросы: Каковы преимущества данного положения дел? Какие преимущества может принести решение данной проблемы?

 

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под  зеленой шляпой, мы придумываем новые  идеи, ищем альтернативы в решении данной проблемы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Предполагает  ответы на вопросы: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

 

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа  отличается от других шляп тем, что  она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для  управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Предполагает  ответы на вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

 


Информация о работе Коммуникативный тренинг "Вожатый и отряд"