Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 10:33, реферат

Описание

Каждый человек полон желаний и замыслов, но он не в состоянии ясно запечатлеть их в своем воображении. Образы и звуки окружают вас повсюду, но вы не можете сосредоточить внимание настолько, чтобы уловить их смысл. Когда вам показывают, как нужно читать или складывать, то кажется, будто буквы и цифры выглядят и звучат совсем одинаково.

Работа состоит из  1 файл

Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

Коммуникативные расстройства и нарушения  развития школьных навыков.

Каждый человек  полон желаний и замыслов, но он не в состоянии ясно запечатлеть  их в своем воображении. Образы и  звуки окружают вас повсюду, но вы не можете сосредоточить внимание настолько, чтобы уловить их смысл. Когда вам показывают, как нужно читать или складывать, то кажется, будто буквы и цифры выглядят и звучат совсем одинаково. В той или иной степени все люди испытывают подобные трудности, однако среди детей и подростков с расстройствами коммуникации и нарушением развития школьных навыков это весьма обычное явление. Бывает, что они с трудом справляются с ежедневными заданиями, и это приводит их в замешательство, расстраивает и в конечном счете становится причиной целого ряда неудач в учебе и понижает самооценку.

Дети с расстройствами коммуникации или с нарушением развития школьных навыков могут учиться: они так же умны, как и их сверстники. Как правило, расстройства отрицательно влияют лишь на отдельные аспекты  обучения; эти расстройства редко приобретают серьезную форму и нарушают нормальный ход жизни, однако они способны вызывать глубокие стрессы. Рассмотрим случаи Джеймса и Франсины.

Джеймс: Способный, но не может  читать.

Джеймс, 9 лет, вызывал все  большее беспокойство учителя: "Джеймс, несомненно, очень способный мальчик, и он стремится все делать хорошо. Я заметил, что он любит искусство и ему нравится рисовать. Но когда я прошу его выполнить какое-нибудь задание в классе, он страшно нервничает. Такое впечатление, будто школа внушает ему страх. И он жалуется на то, что не понимает смысла некоторых слов, пытаясь их прочитать. Я боюсь, что со временем положение усугубится, и у Джеймса возникнут другие проблемы с учебой и с друзьями. Иногда у него случаются приступы ярости, и он с трудом успокаивается. Если Джеймс пытается что-то сделать, но все получается не так, как ему бы хотелось, он выходит из себя и начинает изо всех сил бить кулаками по стене".

Все это хорошо знакомо  матери Джеймса. Она  знает, что ее сын  способен увлечься каким-нибудь занятием, только если ему позволят все делать по-своему Она вспомнила время, когда мальчик еще только учился ходить: бывали моменты, когда он так сильно беспокоился и волновался, что с трудом засыпал и чувствовал себя совсем больным. Она поделилась своими опасениями с учителем в надежде выяснить причину состояния сына: "Пытаться заставить его читать дома - все равно, что отправить к врачу удалять зуб. Сам он ни за что не берется за книгу, потому что не может прочитать многие слова".

Франсина: Отчужденность и отставание.

Франсина, 7 лет, пришла в новую  школу - уже второй раз за два года. В первой школе  требования были слишком  высоки и дети дразнили ее, потому что она "не знала, сколько будет  два плюс два". Она часами может  играть сама с собой, и это ей нравится; ее не интересует чем заняты сверстники. "Франсина часто выглядит печальной, отстраненной, кажется, будто она блуждает в тумане", - рассказала ее мать. Несмотря на то, что в школе Франсина была окружена заботой и вниманием, ее мать тревожило то, как к девочке относятся другие дети, а также то, что у нее совсем нет друзей.

При первом интервью родители Франсины с гордостью  поделились со мной своими воспоминаниями о ее раннем детстве  и о важных этапах в развитии: "Франсина начала ходить, когда  ей еще не было года, она была очень разговорчивым ребенком и быстро усваивала новые слова. Это была здоровая, нормальная девочка, и непонятно, почему она совсем не интересуется школой и другими детьми". Они продолжали объяснять: "В дошкольном возрасте, когда Франсина ходила в садик, она не стремилась с кем-нибудь подружиться. Другие дети игнорировали ее, хотя она не делала ничего такого, что могло бы вызвать их раздражение. Вначале мы с мужем не слишком беспокоились, на самом деле мы даже гордились тем, как рано наша дочь увлеклась чтением и как много времени она проводит наедине с книгой или журналом, даже когда ей было всего 4-5 лет хотя, как правило, девочка не понимала того, что написано. Но когда Франсине исполнилось 5 лет это стало тревожить нас всерьез, потому что ее совершенно не занимали популярные фильмы, игрушки и другие вещи, вызывавшие живой интерес у ее сверстников. В дошкольном возрасте у нее возникали затруднения с числами и восприятием таких понятий, как "больше", "меньше" или "выше". Теперь она знает что значат эти слова, но по-прежнему теряется, если мы просим ее что-нибудь сосчитать.

Вчера я дала ей карманные  деньги, и довольно много; я специально подобрала пенни, пятицентовые и десятицентовые монетки, чтобы посмотреть, сможет ли она их сосчитать. Мы усердно пытались сделать это, но Франсина путалась, переключала внимание с одной монеты на другую и в конце концов решила, что денег у нее больше, чем было на самом деле! А если вы попросите ее расположить что-нибудь в определенном порядке, например накрыть стол для ужина, то никогда не будете знать, чем это закончится!"

У Джеймса и  Франсины разные проблемы в обучении. Проблемы Джеймса связаны с языком и чтением. Его способность различать  звуки (фонемы) языка недостаточно развита, и это основная причина трудностей в распознавании слов и их написания.

Проблемы Франсины относятся, главным образом, к области  невербального научения, например к математике. Она хорошо читает, хотя с трудом различает тонкие смысловые оттенки. Она также смешивает термины и понятия, которые описывают пространственные отношения или связь между числами.

Область нарушений  развития школьных навыков и расстройств  коммуникации, которые в широких  научных кругах было принято приписывать  к "нарушениям способности к обучению", в течение последнего десятилетия резко изменилась. Много лет проблемы обучения считались следствием слабой мотивации или недостаточно убедительных наставлений. К счастью, благодаря достижениям методики нейроимейджинга, различия в типе нервной организации и развитии детей с проблемами в области языка и связанными с этим проблемы когнитивного характера находят все большее понимание. Благодаря последним успехам в области диагностики проблем развития речи, признаки расстройств коммуникации обнаруживаются на самых ранних стадиях развития ребенка, и дети получают возможность альтернативного обучения, которое строится с учетом уровня их развития.

В этой главе  мы уделяем особое внимание взаимосвязи  между развитием речи и появлением проблем обучения при поступлении  ребенка в школу. Мы рассматриваем эти проблемы в процессе развития, показывая, что расстройства коммуникации (которые диагностируются, главным образом, в раннем детстве) и нарушения развития школьных навыков (которые устанавливаются чаще всего в младшем школьном возрасте) имеют общие характерные черты, и что в их основе лежат одни и те же причины. Следует особо обратить внимание на то, что у дошкольников с расстройствами коммуникации с большей вероятностью разовьется нарушение способности к обучению в среднем детстве или в подростковом возрасте (Beitchman & Young, 1997; Tallal, Townsend, Curtiss & Wulfeck, 1991).

<Медленно, но  верно большинство детей учат  буквы и алфавит, узнают, как  использовать их при чтении  и написании слов. Однако детей  с определенными нарушениями  способности к обучению форма и звучание различных букв все еще приводят в замешательство.>

Определения и история.

Нарушение способности  к обучению - это общий термин, описывающий трудности в обучении, которые имеют место при отсутствии других очевидных условий, таких как задержка умственного развития или травма мозга. Этот термин был заменен в DSM-IV-TR на более точные: нарушение развития школьных навыков и коммуникативное расстройство; однако ввиду распространенности употребления этих терминов необходимо их разъяснить и охарактеризовать.

Нарушение способности  к обучению влияет на то, как индивиды с нормальным или сильно развитым интеллектом воспринимают информацию, запоминают ее и выражают свои мысли: поступающая информация может не соответствовать сделанным из нее выводам. В отличие от большинства физических недостатков, нарушение способности к обучению - скрытый изъян, который трудно обнаружить у маленьких детей (Neuwirth, 1993). Так, дети с нарушением способности к обучению часто сталкиваются не только с трудностями в чтении, письме или математике, но и с нежеланием других людей понять, что их проблемы так же серьезны, как и явные физические недостатки.

Это нарушение  часто проявляется в школе  и может не только препятствовать обучению чтению, письму или математике, но также в будущем влиять и на многие другие стороны жизни - работу, повседневные дела, отношения с близкими и друзьями. Некоторые нарушения носят достаточно узкий характер и воздействуют на ограниченный ряд способностей, тогда как другие затрагивают достаточно широкий спектр задач и социальных ситуаций. Каждый тип нарушения способности к обучению - связан ли он с чтением, письмом, математикой или языком - характеризуется особыми определениями и диагнозами.

Объем информации о расстройствах коммуникации и нарушении развития школьных навыков быстро увеличивается благодаря росту научного интереса и проводимым в этой области исследованиям. Сейчас мы понимаем, что нарушение способности к обучению - достаточно серьезная проблема, но она не обязательно становится преградой на пути к знаниям. Например, многие известные люди, которые испытывали трудности в обучении, использовали свои таланты необычным образом (Orton Dyslexia Society, 1996):

Томас Эдисон, изобретатель;

Альберт Эйнштейн, физик;

Уинстон Черчилль, британский премьер-министр;

Вудроу Вильсон, американский президент;

Том Круз, актер.

<Немногие знают  о том, что в раннем детстве  у Альберта Эйнштейна были  проблемы с речью и языком, послужившие толчком для сделанного  им колоссального вклада в  развитие наук о природе.>

В Северной Америке  дети с нарушением способности к  обучению составляют большинство среди  детей, которые получают специальное  образование (С. R. Johnson & Slomka, 2000). Однако специалисты все еще ведут  борьбу за точное название этого нарушения, ввиду многообразия его форм и частично совпадающих симптомов.

Нарушение способности к  обучению - это общий термин, описывающий значительные трудности в овладении одним или более из следующих умений: слушать, говорить, читать, писать, логически рассуждать и считать. Нарушение способности к обучению не включает в себя проблемы, обусловленные первоначально зрительными, слуховыми или двигательными нарушениями; задержкой умственного развития, нарушением в эмоциональной сфере или внешними факторами. Нарушения, связанные с эмоциональной или социальной сферой, а также другие виды дезадаптации могут возникнуть в связи с проблемами в обучении, но сами по себе они не являются нарушением способности к обучению (адаптировано из Individuals with Disabilities Education Act [IDEA], 1997).

В главе 9 мы описали  интеллект как понятие, которое  включает в себя развитие основных когнитивных способностей, в том  числе умение решать проблемы, навыки вербального общения и способность рассуждать. Понятие общего интеллекта, описание которого дано ниже (см. врезку 11.1), охватывает разнообразные формы интеллекта и предполагает, что каждый тип так же важен, как и остальные, но по разным причинам. Расширение понятия "интеллект", когда под этим подразумевается нечто большее, чем развитие логических, математических или языковых способностей, помогает сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях и уникальности каждой личности. Например, мы все чувствуем себя сильнее в каких-то определенных областях знания или практической деятельности по сравнению с другими людьми (нам нравится писать и читать, но не просите нас настроить ваш видеомагнитофон). Подобным образом дети с нарушением развития школьных навыков, но с нормальным интеллектом имеют свои "сильные" и "слабые" стороны, поэтому некоторые учебные задания оказываются для них сложнее других.

Врезка 11.1

Структура общего интеллекта

- Лингвистический: способность чувствовать значение, функции и грамматические правила употребления слов, например при написании сочинения.

- Музыкальный: чувствительность и креативность в области восприятия и манипулирования тоном, ритмом, музыкальным образом, высотой звука и тембром, например при написании музыкального произведения.

- Логический/математический: способность решать проблемы и абстрагироваться, например в математике и технике.

- Пространственный: способность воспринимать и создавать различные формы и контексты, манипулировать образами, например в живописи.

- Телесный/кинестетический: способность использовать тело, координировать движения особым сложным образом, например в танце и в гимнастике.

- Внутриличностный: способность осознавать, определять внутренние чувства и мысли и следовать им, например, в поэзии и самопознании.

- Межличностный: способность понимать настроение, чувства и действия других людей, например в семейных отношениях, в преподавательской деятельности, в политике.

(Источник: на  основе Gardner, 1993.)

---

Эта структура  заслуживает внимания потому, что  является чрезвычайной (избыточной) для ребенка, у которого иначе протекает нормальное умственное и физическое развитие.

Информация о работе Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков