Когнитивный диссонанс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:06, реферат

Описание

Объект: социальное поведение и социальные установки.
Предмет: изучение структуры и классификации социального поведения, способов его регулирования, социальных установок и их влияние на человека.

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)

Объект: социальное поведение и социальные установки.

Предмет: изучение структуры и классификации социального поведения, способов его регулирования, социальных установок и их влияние на человека.

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека». Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого коллектива, то есть его внутреннее состояние и переживания.

Главные гипотезы теории

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

  1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт».
  2. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Теория когнитивного соответствия

Обширный класс социально-психологических  теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базируется на центральной идее о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние. Эта идея по-разному представлена в различных теориях, но сам факт одновременного обращения к ней многих исследователей весьма примечателен. Сами последователи этих теорий в своеобразном credo — работе «Теории когнитивного соответствия» отмечают, что история их возникновения есть иллюстрация нередко встречающегося в истории науки явления, когда в определенный период времени возникает несколько сходных теорий, созданных авторами, не имеющими между собой прямых научных контактов. В конце 50-х годов так же получилось и с теориями когнитивного соответствия, которые возникли под разными названиями: баланса, конгруэнтности, симметрии, диссонанса. Общим для них всех с самого начала стало признание того факта, что человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

Теория когнитивного баланса

 

Теория когнитивного (структурного) баланса— одна из теорий когнитивного соответствия. Базируется на идее соответствия и идее атрибуции. В теории рассматривается когнитивная сбалансированность человека при восприятии другого человека и построении отношений к этому человеку и к общему для них объекту.

Например: человек A, которому нравится человек B, будет уравновешен по отношению  к другим лицам. Символично, что  и приводит к психологическому равновесию.

Это также можно расширить до трех объектов (+ X), представив таким  образом треугольник отношений. Если человек A любит объект X, но не любит человека B, что будет чувствовать A, зная, что B создал объект X? Это можно описать следующим образом:

A (+)> X

A (-)> B

B (+)> X

Множество символов указывает, что  человек будет чувствовать дисбаланс  в отношениях, и будет мотивирован  исправить этот дисбаланс.

Человек может сделать следующие  выводы:

Решить, что B не так уж и плох;

Решить, что X не так уж хорош, как  казалось;

Сделать вывод, что B не мог создать X.

 

Глоссарий

 

Инсайт - (англ. insight — проницательность, понимание), в интуитивистской теории познания акт нелосредств. постижения, «озарения» и т. п. (см. Интуиция); одно из осн. понятий гештальтпсихологии, означавшее — в противовес представлению бихевиоризма о постепенном и «слепом» научении — внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта субъекта.

 

Фрустрация - (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) —

1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;

2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

 

Абстракция - (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

 

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

 

Идентичность - (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

 


Информация о работе Когнитивный диссонанс