Когнитивная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:38, контрольная работа

Описание

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.

Работа состоит из  1 файл

Психотерапия..docx

— 45.01 Кб (Скачать документ)
 

    Автономная  Некоммерческая Образовательная Организация  Высшего Профессионального Образования

    «Международный  Славянский Институт»

Петрозаводский  филиал

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу  «Психотерапия »

на тему:

«Когнитивная терапия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Выполнил студент 4 курса з/о:

                                                Сенников Алексей Валерьевич

                Проверил:

                                                             Столяров Геннадий Геннадьевич 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск 2010г.

2 

    1. Введение 
 

  В литературе  имеется много определений понятия  «психотерапия». Это связано с  тем, что психотерапия до сих  пор еще не сложилась как  единая наука с единым понятийным  аппаратом, терминологией, теорией.  Существует много психотерапевтических  направлений, методов, поэтому  многие определения основываются  на тех или иных теоретических  концепциях, исключая подходы иного  рода. Поэтому С. Кратохвил (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее:

«Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами »*

    Психотерапия (от психо... и терапия), психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др.**

Развитие современной  научной  психотерапии осуществляется на основе различных теоретических  подходов, анализе и обобщении  результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности  психотерапевтических вмешательств. Нисколько  не умаляя значение клинических основ  психотерапии, все же следует подчеркнуть, что и объект воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические  вмешательства) представляют собой  психологические феномены, то есть психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений. Существует большое разнообразие психотерапевтических подходов и один из них - это когнитивная терапия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

*   Карвасарский Б. Д. «Психотерапия» - СПб., 2000, стр. 15

** Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедиа, М., 2006

3 

II. Зарождение когнитивной терапии 

  КОГНИТИВНАЯ  ТЕРАПИЯ (cognitive therapy) - терапия,  разработанная Аароном Беком, помогающая людям определить и изменить неадекватные посылки и способы мышления, которые способствуют развитию психологических трудностей.

  БЕК ААРОН (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. А. Бек внес большой вклад в современную психиатрию и психологию, так как предложенная им психотерапия  оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги. На самом деле его модель  была применена в лечении многих нарушений, включая личностные расстройства, алкогольные и другие зависимости, супружеские и семейные дисгармонии, суициды, панические атаки, шизофрению и биполярные аффективные расстройства. 
 

2.1  Первый источник 

Один из виднейших представителей направления когнитивной терапии - Аарон Бек. Когнитивная терапия зародилась в недрах психоанализа - первого теоретического источника и была реакцией на возвращение сознанию большей роли, чем это признается в психоанализе, да и поведенческой терапии. Поскольку представители этих школ утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания, они мало обращают внимание

на его осознаваемые понятия, конкретные мысли и фантазии. Когнитивисты же считают, что у человека есть ключ к пониманию и устранению психического расстройства в рамках своего сознания. Он в состоянии уточнить неправильные понятия, вызвавшие эмоциональное нарушение, посредством того же механизма решения проблем, который он привык использовать на различных этапах своего развития.  

2.2  Второй источник 

Вторым теоретическим  источником является когнитивная психология, философские предпосылки которой восходят к школе стоиков, которые полагают, что за каждой эмоцией стоит мысль, точнее, представления человека о событиях, а не сами события. И если представления о событии ложные, то и эмоция, которая возникает, не соответствует ситуации. А неправильные представления вытекают из неправильного обучения в процессе познавательного развития личности. Отсюда легко выводится формула лечения: врач помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться более реалистически подходить к своему опыту.

4 

Преимущества  такого подхода когнитивисты видят  в том, что лечение неврозов становится ближе к повседневному опыту  пациента, ибо и раньше он добивался  успеха в своей жизни, когда понимал, что вел себя, исходя из неправильных представлений. Когнитивный подход связан и с опытом обучения человека в прошлом и вызывает доверие за счет способности научать эффективной борьбе с существующими ошибочными понятиями.

Этот подход изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Он получает возможность увидеть в себе существо, не только склонное рождать ошибочные самоуничижающие идеи, но и способное отучиться от них или

исправить их и  создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

 

2.3 Здравый смысл 

  Когнитивисты критикуют психоаналитиков, бихевиористов и представителей биологической терапии за то, что они слепо привержены своим концепциям. Не обращают внимания на попытки пациента определить свою проблему самостоятельно и стараются уверить его в том, что он не в состоянии помочь себе сам и должен искать профессионального целителя, когда столкнется с недомоганиями, вызванными проблемами повседневной жизни. Его лишают надежды понять что-то самостоятельно, потому что его понятия считаются поверхностными. Обесценивается здравый смысл. При этом забывается, что «все науки ... возникают как усовершенствование здравого смысла» (Р.Оппенгеймер, 1956).

  Но здравый смысл терпит поражение при психических нарушениях, потому что отсутствует решающая информация, так как у пациента искажен взгляд

на самого себя, свой мир и свое будущее. Но как только отсутствующие данные получены, можно применять механизмы, основанные на здравом смысле. Сейчас многие психоаналитики и бихевиористы, не изменяя

своим школам, начинают использовать методы когнитивной терапии.*

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

*  Литвак М. Е. «Из ада в рай» - Р-н-Д., 1997, стр. 213

5

 

III. Главные задачи 

 Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения индивида представляется в виде S - О - R (стимул - реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого). Когнитивная психотерапия исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления Бек понимал нарушения когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью подхода является исправление неадекватных когниций. Считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу, которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на музыкальном инструменте. Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными – таковы главные задачи.  

3.1  Значение  событий   

  Итак, представители когнитивной терапии исходят из представления, что само событие не имеет для личности никакого значения. Важно - то значение, которое придает человек данному событию. Например: отличник Иванов получил на экзамене двойку. Для первого студента это событие приобрело значение катастрофы: Если уж Иванов получил два, то мне вообще незачем ходить на экзамен!» У второго оно вызвало бурную радость: «Наконец-таки нашелся преподаватель, который раскусил его!» Третий решил, что это событие не имеет для него никакого значения. Поскольку каждый из них придал одному и тому же факту разное значение, то и настроение у них будет разное. Не исключено, что первый студент провалится на экзамене из-за излишнего волнения, ибо он сделал произвольный вывод, который основан, скорее, на внутренних познавательных процессах, хотя такой вывод необязательно неверен.

Мысли и выводы, не соответствующие действительности, когнитивисты называют мало адаптивными. Личность не может быть полностью осведомлена о своих мало адаптивных мыслях, которые в значительной степени влияют на то, как она действует, что чувствует и какой получает

6 

эффект от своих переживаний. При определенной тренировке нарастает осведомленность об этих мыслях. Индивид может научиться фиксировать их с высокой степенью точности и выбирать ту, которая отражает внешнюю ситуацию или внешний стимул.

  Мало адаптивные мысли в экстремальных ситуациях продуцируют чрезмерные эмоциональные реакции, которые носят болезненный характер и мешают человеку правильно действовать. Если верхолаз, находясь на вы-

соте, будет думать о том, что он свалится, а мать, ухаживающая за тяжело больным ребенком, думать о том, что он умрет, то верхолаз может упасть, а тревожная мать будет не в состоянии ухаживать за больным ребенком (при этом шанс выжить у него уменьшается). Опытные люди в отличие от невротиков и новичков, находясь в опасной ситуации, научаются блокировать мало адаптивные мысли. Тогда верхолаз думает о том, как выполнить задание, а мать, ухаживающая за ребенком, - о том, как лучше ему помочь.

  Многие пытаются изменить поведение других людей в соответствии со своими правилами. Более того, они объясняют все, исходя из них. Но когда эти правила выражены в виде абсолютных, причем нереалистичных принципов или используются неподходящим образом, их применение не может привести к удовлетворению потребностей. Тогда они продуцируют психическое расстройство. При этом часто окончательный результат: тревога, депрессия, фобии, навязчивости. Для того, чтобы правилами можно было пользоваться, их необходимо изменить таким образом, чтобы они стали более точными, гибкими и менее эгоцентричными. Когда правила вскрыты и установлена их ложность, саморазрушаемость и неработоспособность, они должны быть убраны из репертуара.

  Задача терапии - обучить пациента определять у себя мало адаптивные мысли и блокировать их. К сожалению, мы не замечаем многого, пока не научимся замечать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7 

IV.  Наглядный пример     

В качестве примера поиска и копирования мало адаптивных мыслей стенограмма сеанса когнитивной терапии с пациентом, страдающим социофобией.

  Пациент (П.): Завтра я должен выступить и уже ужасно волнуюсь, так как могу провалиться.

  Терапевт (Т.): Ну и что?

П.: Я этого  никогда не переживу!

Т.: «Никогда» это слишком долго. Сколько времени вы себя будете плохо чувствовать?

П.: Дня два-три.

Т.: А потом?

П.: Потом все  будет в порядке.

Т: Так чего же вы боитесь? Может быть, из-за неудачного выступления вас бросит жена или мать от вас откажется?

П.: Нет, это чудесные люди.

Т: Может быть, зарплату уменьшат?

П.: Ну, конечно  же, нет!

Т.: Так в чем же дело?

П.: А вдруг  меня неправильно поймут?

Т.: Почему вы считаете, что вокруг вас глупцы и плохие люди?

П.: Ну, что вы, доктор! Почему вы так решили?

Т.: Вы сами мне об этом сказали! Вы сказали, что вас не поймут. Не понимают глупцы, а смеются над чужой бедой только плохие люди.

П.: Мысли о  том, что мои слушатели глупцы или плохие люди, я в своей голове не имел!

Т.: Конечно, не имели в сознании! Дело в том, что наша психика напоминает айсберг, где надводная часть - сознание, а подводная часть - бессознательное. Движение айсберга зависит не от ветров, дующих на поверхности, а от подводных течений. Наше поведение, да и судьба в большей степени зависят от бессознательного, чем от сознания. Вот и сейчас мы с вами пытаемся выяснить, какие неосознаваемые мысли управляют вашим поведением и вызывают чувство дискомфорта, которое может привести к болезни.

П.: Нет, доктор, я с вами категорически не согласен!

Т.: Вот сейчас ваше бессознательное назвало меня глупцом!

П.: Ну, что вы, доктор! Я так много о вас  наслышан, я был на ваших лекциях, именно их логика и убедительность привели меня сюда. Ведь я уже разуверился, что смогу избавиться от страхов! Я вас считаю умным и

Информация о работе Когнитивная терапия