Когнитивная теория Аарона Бека. Когнитивные искажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:10, контрольная работа

Описание

Когнитивная терапия была разработана Аароном Беком в Университете Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств. Основной целью когнитивной терапии стало решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения.

Содержание

Введение. 3
1. Основная концепция когнитивной теории А.Бека. 4
2. Нарушения переработки информации. 7
3. Когнитивные искажения. 8
4. Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств. 18
Заключение. 22
Список литературы: 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по КПК.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа 
 

По дисциплине:

«Практикум. Когнитивно-поведенческое консультирование» 

Тема:

«Когнитивная теория Аарона Бека.

Когнитивные искажения» 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание: 

 

Введение.

"Нас  мучают не сами  вещи, а наше представление  о них"

Мишель  Монтень

    Когнитивная терапия была разработана Аароном  Беком в Университете Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств. Основной целью когнитивной терапии стало решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения.

    На  протяжении многих лет А. Бек и  его последователи успешно применяли  когнитивную терапию, адаптировав  ее для лечения целого ряда психических  расстройств. Многочисленные изменения коснулись фокуса терапии, продолжительности лечения и непосредственно техник, но теоретические основы когнитивной терапии остались неизменными. В целом когнитивная модель предполагает, что в основе всех психологических нарушений личности лежит искаженное, или дисфункциональное, мышление (которое в свою очередь искажает эмоции и поведение пациента). Реалистичная оценка и изменение такого мышления ведут к улучшению самочувствия и гармонизации поведения

    Итак, чтобы добиться устойчивых результатов, необходимо выявить, оценить и изменить дисфункциональные взгляды и убеждения, лежащие в основе любого психологического расстройства.

    Когнитивная терапия уникальна тем, что включает в себя целостную теорию личности и психопатологии, основанную на веских эмпирических доказательствах. Спектр ее применения чрезвычайно широк, что также подтверждается эмпирическими доказательствами. 

 

     1. Основная концепция  когнитивной теории  А.Бека.

    Когнитивная терапия создана Аароном Беком  в 60-х годах. Отталкиваясь от клинических  наблюдений и экспериментальных исследований, он развил теорию эмоциональных нарушений и описал когнитивную модель депрессии.

    В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений - традиционной психотерапии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он невластен. Традиционная психотерапия аномалии, и использует лекарства и другие физические средства для ослабления эмоционального расстройства.

      Психоанализ объясняет невроз подсознательными психологическими факторами: подсознательные элементы укрыты психологическими покровами, сквозь которые можно проникнуть лишь с помощью психоаналитических толкований.

      Поведенческая терапия рассматривает эмоциональное нарушение с точки зрения случайных условных реакций, возникших ранее в жизни пациента. Согласно бихевиористской теории, для устранения этих условных рефлексов недостаточно простого знания пациента о них или его желания - требуется выработка «условных контррефлексов» под руководством компетентного поведенческого терапевта.

      Итак, эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они  мало внимания обращают на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции.

Новый подход - когнитивная  терапия - полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

      Когнитивная терапия предлагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом  из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного, или когнитивного, развития  личности. Отсюда легко вывести формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

    Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам  изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как о беспомощном поражении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рожать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки мышления, он может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

      Главная концепция когнитивной  терапии состоит  в том, что решающим фактором для выживания  организма является переработка информации. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было фукционального аппарата для приема информации из окружающей среды, синтезирования ее и планирования действий на основе этого синтеза.

    При различных психопатологических  состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние, обсессивно-компульсивный невроз и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Это предубеждение специфично для различных психопатологических расстройств. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. А у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности.

    Этим  когнитивным сдвигам способствуют специфические позиции, которые располагают людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

    Когнитивный сдвиг можно по аналогии представить  как компьютерную программу. Каждое расстройство имеет свою специфическую  программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и будет отвечать избеганием.

      Активированная  программа отвественна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т.д. Когда это случается, индивид испытывает симптомы тревоги, депресии или паники.

    Стратегия когнитивно-оринтированного  консультирования

    1.Сведение  проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка.

    2.Осознание  и вербализация  неадаптивных когниции, искажающих восприятие реальности.

    3.Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

    4.Перемена отношения к правилам саморегуляции.

    5.Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

    Стратегии и техники когнитивной  терапии предназначены  для дезактивации таких дезадаптивных  программ, для сдвига аппарата переработки  информации (когнитивного аппарата) в более  нейтральное положение. 

 

2. Нарушения переработки  информации.

    А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психологическому стрессу.

    Согласно  основным положениям когнитивной психотерапии А. Бек, видит причины её образования в нарушениях переработки информации.

    Он  выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

    Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации в данный момент времени).

    Примеры базисных посылок: «Доверять людям опасно», «Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит».

    Автоматические  мысли получили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля за предметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные.

    Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями. Например: «Меня никто не любит, потому что я не красивая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с ним дела – у него вкус дурной».

    Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы («Я сексуально неполноценная», «Никогда не выйду замуж» и тому подобное).

    Люди, как правило, считают, что реальность и воспринимаемая ими действительность - по сути одно и тоже. Но это далеко не так. Существует множество факторов, влияющих на формирование искажений в мышлении при восприятии реальности. Эти когнитивные искажения принимают участие в выработке ошибочных дескриптивных (описательных) суждений, на основе которых выстраиваются ошибочные оценочные мнения, представления, убеждения.  

 

3. Когнитивные искажения.

    Когнитивные искажения - это систематические  ошибки в мышлении или паттерны отклонений в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Они очевидны при психологическом дисстрессе. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах.

    Когнитивные искажения являются примером эволюционно  сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адапитивную  функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсуствия соотвествующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

    Нет конца ошибкам, которые совершают люди, обрабатывая информацию, вот наиболее распространенных из них:

    1.ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Это склонность интерпретировать события в аспекте личных значений. Процесс персонализации лучше всего проиллюстрировать на крайних примерах, касающихся  пациентов-психотиков. Пациент, страдающий параноидной шизофренией, считал, что образы, которые он видит на телевизионном экране, непосредственно с ним разговаривают, и он им отвечал. Депрессивный психотик, услышав об эпидемии в далекой стране, начал упрекать себя в том, что это он вызвал её. Женщина, страдающая манией, была убеждена, выходя на улицу, что все прохожие мужчины в нее влюблены. Пациенты-психотики постоянно трактуют события, с ними совершенно не связанные, так, словно сами вызвали эти события или словно события направлены против них лично.

    Более мягкие формы персонализации обнаруживаются у невротических пациентов. У  них наблюдается склонность к  переоценке степени, в которой события  связаны с ними. Они также чрезмерно  поглощены личными значениями отдельных  происшествий. Депрессивный невротик, увидев хмурый взгляд прохожего, думает: « Он чувствует ко мне отвращение». Хотя и может оказаться, что в данном случае мнение пациента является верным, ошибка его заключается в представлении, что любая гримаса, замеченная им у окружающих, свидетельствует об отвращении к нему. Он переоценивает как частоту, так и степень отрицательных чувств, которые вызывает у других людей.

Информация о работе Когнитивная теория Аарона Бека. Когнитивные искажения