Когнетивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:05, реферат

Описание

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час.[1] Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека.

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 16.21 Кб (Скачать документ)

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памятивниманиячувствпредставления информациилогического мышлениявоображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час.[1] Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека. Необходимо переформулировать и подставить общепризнанный авторитетный источник, или удалить сомнительную информацию. --> Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.[2]

Многие положения  когнитивной психологии лежат в  основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение  получил вычислительный вариант, где  психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к  преобразованию сигналов. Здесь главная  роль отводится внутренним когнитивным  схемам и активности организма в  процессе познания.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т. д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найссер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная  психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект  и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют  по-новому взглянуть на сущность психической  жизни человека. «Когнитивная, или  иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением  предметной области исследований когнитивной  психологии обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и  структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.).

С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и  микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

Исследования  когнитивной психологии охватывают как сознательные, так и бессознательные  процессы психики, при этом и те и  другие трактуются как различные  способы переработки информации.

Когнитивная психология имеет в своей основе ряд аксиоматических  предпосылок (Хабер, 1964):

Представление о поэтапной переработке информации, то есть о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через  ряд последовательных преобразований.

Допущение об ограниченной емкости системы переработки  информации. Именно ограниченность способности  человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии (в гораздо  большей степени, чем соответствующие  им мозговые структуры) моделируют когнитивные  психологи.

Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение  о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую  нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной  психологии, завоевывающим все большую  популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Информация о работе Когнетивная психология