Клиническая психология шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология вопр к экзамену.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет и задачи клинической  психологии как комплексной  дисциплины.
 

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой  характер и участвующая в решении  комплекса задач в системе  здравоохранения, народного образования  и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием  общепсихологических проблем, а  также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

    В качестве самостоятельной  отрасли психологической науки  применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи
    изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию
    изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка
    изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка
    изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением
    разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях
    создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.
     

  1. Клинико – психологическая  диагностика в  клинической психологии, её цели, задачи.
 

    В психологической  диагностике решаются вопросы диагностики, общие для всех сфер диагностики.

Клинико-психологическая  диагностика имеет следующие  функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также не в последнюю очередь разные методы обследования.

    Клинические психологи решают следующие задачи: - выявление и оценка нарушений психической деятельности (клинико-психологическая диагностика)

Цель  клинико-психологического исследования - дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:

- дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

- анализ структуры и установление степени психических нарушений;

- определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

- оценка динамики психических нарушений во времени;

- решение  экспертных задач. 

  1. Психологическое заключение в клинической  психологии. Его форма  и содержание.

    Подобно тому, как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного  набора методик, не может быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется психологом с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса

    Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации.

    1. В  начале заключения кратко описываются  жалобы больного, но не вообще  жалобы на здоровье в целом,  а лишь жалобы на состояние  умственной работоспособности, памяти, внимания.

    2. Следующую  часть заключения составляет  описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проектных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным.

    3. Следующая  часть заключения должна содержать  сведения о характере познавательной  деятельности больного.

     Желательно  при этом начинать подробную  характеристику с описания центрального  нарушения, которое выявлено у больного в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе, каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении больного. При характеристике познавательной деятельности больного может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие выписки из протокола, не вызывающие сомнений в квалификации нарушения. В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте.

    1. Психологическое  заключение должно соответствовать  цели заказа, а также уровню  подготовки заказчика к получению такого рода информации.

    2. Содержание  заключения должно вытекать из  целей диагностики.

    3. В  содержание заключения должны  входить конкретные рекомендации  в зависимости от характера  полученных данных, если таковые  требовались заказчиком.

    4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

    5. В  заключении необходимо указывать  наличие ситуационных переменных  во время проведения исследования, таких как:

    состояние респондента;

    характер  контакта испытуемого с психологом;

    нестандартные условия тестирования;др. 

  1. Нейропсихология как раздел клинической  психологии. Предмет  и задачи.
 

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.

Направления нейропсихологии:

  1. Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.
  2. Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
  3. Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.
  4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
  5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).
  6. Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.
  7. Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
  8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.

Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга. 
 

  1. Теория  системной динамической локализации высших психических функций       (А.Р. Лурия). 
 

         ВПФ – понятие ввел Выгодский. Сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями, программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

         Теория. ВПФ обладают 3-я основными характеристиками, они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованно по  своему психологическому строению, чаще всего опосредованы с помощью речи и произвольны по способу осуществления.

         Основные  характеристики ВПФ: опосредованность, осознанность и произвольность.

         Теория  СЛЛ опирается  на 3 принципа:

  1. Системности. Психофизиологически наши ПФ опираются на работу многоуровневых систем, имеющих афферентные и эффренентные пути (принцип системности Анохина).
  2. Динамичности. (Бернштейн). Можно найти сохранные звенья для замены, на которые можно опереться.
  3. Принцип опоры на сохранное звено. Функция приходит на смену утраченной.
 

 Наиболее  важными, собственно нейропсихологически-ми, понятиями являются следующие:

 ·      «нейропсихологический симптом» — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга;

 ·      «первичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора;

 ·      «вторичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, возникающие как следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями;

 ·      «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов);

Информация о работе Клиническая психология шпоры