Классификация современных теорий личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:22, доклад

Описание

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть человек». Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека.

Работа состоит из  1 файл

психология (2).docx

— 21.35 Кб (Скачать документ)

Классификация современных  теорий личности

 

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение  о том, «что есть человек». Эти допущения  едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных  направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они  способны объяснить (и лишь изредка  предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована  исходя из образа «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет  привлечение образа «человека самореализующегося»  и положений гуманистической  психологии, в третьей — окажется необходимым использовать представления  о «человеке активном».

Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека. Одним из возможных критериев  классификации является следующая  альтернатива: представляется ли человек  системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся  к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о «природе человека». По этому критерию можно указать как минимум четыре различные позиции относительно «природы человека»: 1) человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причём в интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке; 2) человек от природы «хорош», а общество искажает его позитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Однако допускается, что можно построить идеальное общество, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенциально присущих ему свойств; 3) человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера; 4) человек по природе нейтрален. Он tabula rasa, которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.

В связи с этим классификации  теории личности можно разделить  на четыре основных типа: гомеостатические, ориентированные на конфликт(психоанализ); гомеостатические, ориентированные на согласие(бихевиоральный и когнитивный подходы); гетеростатические, ориентированные на конфликт(деятельностный подход) и гетеростатические ориентированные на согласие(гуманистический подход).

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, предполагают, что наличие конфликта является «бременем» человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося  разрешить заданный ему собственной  природой конфликт и вернуться в  безмятежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактовки  личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен  не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при  отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером являются теории, рассматривающие  личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью  адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).

В теориях гетеростатического типа акцент делается на самодетерминации усложнения и совершенствования  личности в ходе ее становления (для  обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие  теории признают естественной сущностью  личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить  за пределы самой себя»), но могут  включать в себя и представления  о различных конфликтных, кризисных  ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентированные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно  «незавершенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного  идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный  проект (модели самореализации гуманистической  психологии), в то время как в  других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся  в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический  взгляд на природу человека и его  жизненный путь, а ориентированные  на конфликт возлагают ответственность  за проект развития и исход его  реализации исключительно на самого человека.

Психоанализ - Мама ругается на дочь "бездельница", но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это был психоанализ, психоанализ внутренних выгод.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании - направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К. Л. Халл.

Бихевиоризм (бихевиоральный подход) - разновидность, одно из направлений поведенческого подхода, см.→. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода см.→

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная  психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект  и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют  по-новому взглянуть на сущность психической  жизни человека. «Когнитивная, или  иначе познавательная, активность –  это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для  всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой  деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому  когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

Исследования когнитивных  психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы  переработки информации.

Когнитивный подход имеет  в своей основе ряд аксиоматических  предпосылок (Хабер, 1964):

Представление о поэтапной  переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.

Допущение об ограниченной емкости  системы переработки информации. Именно ограниченность способности  человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии (в гораздо  большей степени, чем соответствующие  им мозговые структуры) моделируют когнитивные  психологи.

Вводится постулат о кодировании  информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в  психике в особой форме, которую  нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века. Смотри статью Н.И.Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической

Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической  психологии и гуманистического подхода  в целом распространились на область  психотерапевтической работы.

Основные методологические принципы и положения

Человек целостен и должен изучаться  в его целостности.

Каждый человек уникален, поэтому  анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.

Человек открыт миру, переживание  человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

Человеческая жизнь должна рассматриваться  как единый процесс становления  и бытия человека.

Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые  являются частью его природы.

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем  выборе.

Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки этих идей в философских  традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого  романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Основной областью практического  приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К.Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического  приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая  основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. См.→

Третья область практического  приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был  К.Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место  в западной психологии;


Информация о работе Классификация современных теорий личности