Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

                                     Евразийский гуманитарный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лопаткина М.В.

Классификация методов воспитания

 

Шифр- 05В0103 - Педагогика и  психология

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Чернышева  А.В.

магистр педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

Астана,2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

НОРМАТИВНЫЕССЫЛКИ

 

 


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

 

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8

1.2Выборы методов воспитании……………………......................22

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….....31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:

Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Развитие- процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. 

Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее в психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов.

Саморегуляция - овладение навыками произвольного управления собственными эмоциями называется искусством психической саморегуляции.

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

     В настоящей курсовой работе использованы ссылки на следующие стандарты:

  -Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, 2007. - 380 с.

    -Программа НДП-«Нур Отан»:« Ертеңің үшін аянба!...»-«100 жизненных ситуаций» III том -Астана, 2011.-260с.

        - Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. – «Учитель Казахстана» № 21 – 24. 17 июня 2000. – 11 с.

- Закон Республики Казахстан  «О правах ребенка в Республике  Казахстан». – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 22 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность нашего исследования обусловлено тем, что в  Казахстанском обществе одним из приоритетов является новое современное качественное воспитание, которое может быть достигнуто через внедрение и использование различных методов воспитания учащихся.

    Качество воспитания приобретает в последнее время все большую значимость. Современная актуализация проблем оценки качества воспитания происходит под влиянием ряда факторов. Прежде всего, идет переосмысление ценностей, целей, места и роли воспитания в связи с радикальными изменениями в обществе. Отсюда резко возрастают требования к уровню воспитания и развития современного человека, и прежде всего, к уровню его духовного, нравственного развития. Стандарт профессионального образования и воспитания должен служить социальной гарантией членам общества и обеспечивать их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках труда.          Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации воспитания, без учета интересов, склонностей и способностей студентов.    Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности.

    Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике применения различных методов воспитания, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход.

     Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

        Вопросы, касающиеся сущности методов воспитания, их функций, целей применения, взаимодействия различных методов, классификации, условий эффективного использования, взаимосвязи методов, приемов и средств воспитания, разрабатывали Н.И. Болдырев, З.И. Васильева, В.И. Гинецинский, Л.Ю. Гордин, В.Б. Ежеленко, В.М. Коротов, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, М.М. Поташник, М.И. Рожков, Л.И. Рувинский, A.M. Сидоркин, Н.Е. Щуркова и др.

         В Казахстане  изучением методов воспитания  занимались: М.Жумабаевым Аймауытов Ж. [25] , Ильина Т. [26],   Қоянбаев Ж.Б, Қоянбаев Р.М[27]  

         Психологические основы методов воспитания раскрыты Б.Г. Ананьевым, В.А. Крутецким, Н.С. Лукиным и др.

        С.И. Гессен, Н.О. Лосский, П.Е. Суслонов и др. изучали методы поощрения и наказания с философских позиций.

   В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.И. Демков, H.A. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко[4], Н.И. Новиков, А.П. Пинкевич, Н.И. Пирогов, С. Полоцкий, B.А. Сухомлинский[23], К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов, Н.Е. Щуркова и др. рассмотрели понятие и сущность поощрения и наказания, их воспитательное значение, взаимосвязь друг с другом и другими методами воспитания, правила применения и пр.

    Специфика методов поощрения и наказания в семье нашла свое отражение в работах Н. Бунцельман, Т.В. Лодкиной, Б.И. Наумова, Л.Ф. Островской, Ю.П. Попова, И.И. Рыдановой, A.C. Спиваковской, Л. Тамма и др.

   Проблема исследования состоит в рассмотрении общих причин, которые определяют  выбор метода воспитания и его влияния на успешность воспитательного процесса.

   Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в последние годы все больше растет интерес к эффективным методам воспитания личности и ее всестороннего развития.

   Гипотеза исследования: если современные педагоги будут применять различные методы воспитания в ПВ, учитывая индивидуальные, возрастные  способности учащихся ,то ПВ и его результаты будет более эффективны и ориентированы  на результат воспитания, так как и результативность процесса воспитания играют большую роль в становлении личности.

    Цель исследования: теоретически изучить классификации методов воспитания в психологии и педагогике.

  И так, объектом исследования курсовой работы будет процесс   воспитания - как результат становления личности в целом.

     Предмет исследования: методы воспитания.

 В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

    1. Теоретически изучить подходы к определению   понятия методов воспитания.
    2. Теоретически изучить классификацию методов воспитания;     
    3. Изучить общие причины, которые определяют выбор методов             воспитания.  
      Как правильно выбрать тот или иной метод воспитания в конкретном случае? 

      Для решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей в области воспитания, педагогическое и психологическое наблюдение, изучение и обобщение опыта использования методов воспитания в процессе воспитания, эксперимент.

     Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Классификация методов воспитания

1.1Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций

Любая научная классификация  начинается с определения общих  оснований и выделения признаков  для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.  Таких  признаков, учитывая метод — явление  многомерное, много. Отдельную классификацию  можно     составлять по любому общему признаку. На практике так и  поступают, получая различные системы  методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения  практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве  систем методов логические основания  классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в  практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько  важных и общих сторон метода.

Отдельную классификацию  можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых  больше пригодны для решения практических задач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве  систем методов 

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для решения  практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в  себя направленность, применимость, особенность  и некоторые другие стороны методов.

По результатам  методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  1. влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  2. влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной  характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов 1воспитания.

В соответствии с этой характеристикой  выделяются три группы методов воспитания.

  1. Методы формирования сознания личности.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

 

Мы считаем, что каждый метод воспитания и соответствующий  ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают  доминирующее воздействие. (схема 1)

 

 
Классификация методов воспитания

Сущностная сфера 

Доминирующий  метод воспитания

Метод самовоспитания

Интеллектуальная 

Убеждение

Самоубеждение

Мотивационная

Стимулирование

Мотивация

Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

Волевая

Требование

Упражнение

Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы 

Экзистенциальная

Метод  дилемм

Рефлексия

     

Информация о работе Классификация методов воспитания