Как правильно поставить цели в учебной деятельности, что для этого необходимо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 04:57, реферат

Описание

Одной из актуальных проблем современного образования является развитие стремления к самообразованию, познаванию и проявления своих творческих возможностей. Для этого необходимо создать особые условия, необходимые для того, чтобы личность стала заинтересованной в данных изменениях. Эти стремления формируются в нас в начале школьного обучения и в большей степени определяют нашу дальнейшую успешность.

Работа состоит из  1 файл

ППД.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

 

Факультет Управления

Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин  
 
 
 
 
 
 

ЭССЕ 

по дисциплине: «Психология профессиональной деятельности» 

Тема: «Как правильно поставить цели в учебной деятельности, что для этого

необходимо» 
 
 
 
 
 
 

                            Выполнил: студент Гончаров И.В.

                            Группа Эдс 1.1/1-10

                            Проверил Савёлов В.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

     Как правильно поставить  цели в учебной  деятельности, что  для этого необходимо? 

     Одной из актуальных проблем современного образования является развитие стремления к самообразованию, познаванию и проявления своих творческих возможностей. Для этого необходимо создать особые условия, необходимые для  того, чтобы личность стала заинтересованной в данных изменениях. Эти стремления формируются в нас в начале школьного обучения и в большей степени определяют нашу дальнейшую успешность.

     В постановке цели одну из важнейших  ролей играет преподаватель, так  поставленные им цели должны стать  целью студента. Усилия преподавателя в этом случае направлены на то, чтобы поставленная им учебная цель была принята учащимися, т.е. мотивационно обеспечена.

     Преподавательская деятельность связана с переводом  целей образования в конкретные учебные цели урока, в учебные  задачи и их постановке таким образом, чтобы они были поняты и приняты учащимися, стали собственными личными целями и их достижение было значимо для самого студента. Проблема постановки учебных заданий таким образом, чтобы цель учителя стала целью для ученика в настоящее время разработана недостаточно.

     Надо  отметить, что в целом проблема цели и целеобразования является методологически важной, актуальной в психологии. В общепсихологическом  плане она исследуется в основном на материале интеллектуальной деятельности человека.

     Существующая  практика фактически не учитывает проблематику целеобразования и целепостановки при обучении. Построение же учебной  деятельности без ориентации на цель, ее принятие и достижение, выполнение учениками, без достаточного внимания к механизмам собственной активности учащихся, реализующей процессы усвоения, без планомерного формирования всех компонентов учебной деятельности школьников, механизмов регуляции, и прежде всего целеобразования, дает неустойчивый, механический и во многом случайный эффект в обучении и развитии учащихся.

     От  части мы не принимаем цели, не понимаем, зачем нам нужно выполнять  те или иные задания, далёкие от нашей  профессиональной деятельности, но за них мы получаем хорошие и плохие оценки, при этом перед нами ставится факт, что мы должны выполнить наше задание. Мотивационный конфликт, порождаемый явной или неявной угрозой "наказания" усиливает эмоциональное напряжение, нарушающее процессы усвоения учебного содержания, что приводит к снижению эффективности нашей познавательной деятельности. Однако у нас есть потенциал учиться увлеченно, добровольно брать на себя труд по овладению знаниями, сознательно преодолевать трудности учения.

     Наша  проблема в том, что учение мы воспринимаем, как "насилие" над собой, мы не видим смысла в изучении тех или иных предметов.

     С учетом того, что система знаний, построенная преподавателями с  учетом многих факторов, в том числе  возможностей познавательной деятельности студента, не может полностью учитывать  его мотивы, интересы, стремление к свободному выбору объекта познания и вида деятельности. Проблема заключается в том, чтобы при необходимости усвоения студентом определенной системы знаний и в определенный период обучения, студент не переживал учебную цель как принуждение, а принимал ее как свободно выбранную. Следовательно, необходима разработка условий к такой постановке преподавателем целей учебной деятельности, которая бы заложила основу для формирования мотивов сознательного понимания студента необходимости решения поставленных перед ним задач.

     Эффективность постановки цели учебной деятельности определяется соблюдением системы  психологических требований.

     Преподавателю, заинтересованному в мотивации  студентов к познавательной деятельности именно его предмета, необходимо сделать  следующее:

     1. Изучить методы подхода к обучению, приблизительно ознакомиться с психологией современных студентов, разработать более понятную и эффективную программу;

     2. На разных жизненных примерах объяснить, в каких областях и случаях нам может понадобиться именно его предмет;

     3. По результатам проверки знаний студентов на семинарах сделать вывод по эффективности своей деятельности, и в случае недостатков внести некоторые корректировки.

      Но  постановка цели в учебной деятельности не только зависит от преподавателя. Преподаватель лишь внешне воздействует на студента, не полностью воздействуя  на его внутренний мир. Важную роль в этом процессе играет студент, поскольку  его осознание необходимости в постановке целей и следованию к ним по чёткому графику является ключевым.

      Практика  говорит о том, что даже если мы и ставим перед собой чёткие цели с продуманным планом, нам не всегда удаётся им следовать, поскольку  зачастую мы ищем оправдания, почему мы не можем сделать тот или иной шаг на пути к нашей цели.

      Причин  у этого может быть много… одна из главных – слишком высокое  развитие компьютерных технологий и  индустрии развлечений. Нас утягивают  в себя компьютерные и видео игры, Интернет, и мы часто не можем себя заставить от них оторваться и продолжить следовать по новым шагам к своей цели.

      Поэтому на мой взгляд важно перед и после постановки целей в учебной деятельности студенту важно:

  1. С пониманием отнестись к каждому изучаемому им предмету, выявить для себя все плюсы в изучении каждого предмета и всех в целом;
  2. Оценить свои реальные возможности, свою почти сформировавшуюся личность;
  3. На основе своих выводов поставить перед собой определённые цели, связанные с учебной и последучебной деятельностью (получение лучших результатов по тем или иным предметам, получение качественного образования с последующем устройством на высокооплачиваемую достойную работу)
  4. Психологически создать для себя мотивацию, направленную на побуждение своего внутреннего "Я" на следование к поставленным целям
  5. Построить для себя определённый план следования к этим целям, контролирующий точность этого пути
  6. В процессе следования к целям обязательно нужно ставить цели  выше своих желаний, связанных с отдыхом и развлечением, но и не перегружаться, чтобы не получить стресс.

     Для того, чтобы успешно следовать  к своим целям, совмещая приятное с полезным, существует такая наука, как "Тайм-менеджмент" — это технология организации времени и повышения эффективности его использования.

     Для человека, занимающегося напряженным интеллектуальным трудом, характерно использованием в работе трех основных блоков:

     1. Блок накопления и обработки новой информации;

В учёбе  накопление информации происходит на лекциях, а её обработка при подготовке к семинару.

     2. Блок отдачи и распределения информации;

Студент использует полученные знания при обсуждениях  встающих вопросах на лекциях и семинарах.

     3. Блок отдыха и релаксации.

Позволяет немного "разгрузиться", отдохнуть  от умственного напряжения – для этого существуют перемены и свободное внеучебное время.

     Если  мы распределим свой день так, чтобы  у нас было время и отдохнуть, и позаниматься, тогда наш путь к поставленным целям на много облегчится.

     Однако  к такому распределению времени  следует отнестись крайне серьёзно - нарушение пропорций между данными блоками или игнорирование одного из них приводит к уменьшению работоспособности и эффективности труда, следовательно и сбивание пути к поставленным целям.

     Студенту  и любому человеку важно понять несколько вещей:

     1) жизнь дана человеку один раз, и то, чем мы ее наполним, зависит только от нас.

     2) время - это материал, из которого сделана жизнь. Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и приобретаться, и только время тратится. За вычетом сна у нас остается всего триста-четыреста тысяч часов. Во временном смысле никто из людей не миллионер.

     3) время и поступки человека в нем необратимы.

     Осознание этих трёх факторов никогда не позволит нам бездействовать и совершать необдуманных поступков. 

     В итоге мы можем сделать вывод, что на постановку целей в учебной деятельности влияют разные внутренние и внешние факторы, к которым относятся как преподаватель, так и сам студент. Так же важную роль в нашей целеустремлённости играет школьный возраст, вернее заложенные в тот период времени в нас преподавателями учебные и познавательные качества. Существует наука "Тайм-менеджмент", которая может помочь нам грамотно и правильно распределить своё время. 
 
 
 
 

Информация о работе Как правильно поставить цели в учебной деятельности, что для этого необходимо