Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 01:48, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации………………………………….6
1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента……………9
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ
2.1 Организация и методы исследования………………………………………13
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ…………………………………………………………………...15
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов ГУУ……………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Приложение 1…………………………………………………………………….22
Приложение 2…………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

     Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:

     • актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

     • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

     • коррекция дефектных мотивационных  установок, изменение внутреннего отношения студента как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

     Также немаловажно какими личностными  качествами обладает преподаватель  и насколько он сам заинтересован  в преподаваемом предмете.

     Рекомендации  по оптимизации общения со студентами:

     • никогда не оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;

     • прежде, чем ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его затруднений;

     • преподаватель должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;

     • не стоит забывать, что без помощи профессионала полноценного овладения профессией у студента не произойдет;

     • необходимо показывать студенту искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи выбирать доверительный стиль общения.

     Выводы.

     Из  результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов  первого курса, так и у студентов  третьего курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации. 

 

      Заключение 

     Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут  положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

     Правильное  выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

     Из  результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации. 

 

Список  использованной литературы 

    1. Баткаева, И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 1996. – 134 с.
    2. Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 816 с.
    3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.
    4. Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ / Т.И. Валеев. - Ижевск , 2003. – 54 с.
    5. Веснин, В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Элит, 2000. – 472 с.
    6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 3-е изд. М.: Гардарика, 1999. – 527 с.
    7. Десслер, Г. Управление перосналом / Г. Деслер. – М.: Бином, 1997. – 432 с.
    8. Дятлов, В.А. Управление персоналом: Учебник для вузов / В.А.Дятлов, А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, В.Т. Пихало. – М.: Академия, 2000. – 736 с.
    9. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
    10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 512 с.
    11. Кибанов, А.Я. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. – Самара, 2001. – 77 с.
    12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996..
    13. Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе / Н.В. Комусова. – СПб.: Питер. - 1983.
    14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учебное пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М., 1976. - 175 с.
    15. Немов, Р.С. Практическая психология: Учебное пособие / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
    16. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, П.В.Журавлев. – М.: Финстатинформ, 1997. – 877 с.
    17. Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М., 1988. - 136 с.
    18. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала / С.И. Самыгин, Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
    19. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2002. – 343 с.
    20. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 2001. – 512 с.
    21. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999. – 256 с.
    22. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения /  
      Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.
    23. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М., 1981. - 95 с.
    24. http://www.maguru.ru/books/spt_ch6.htm
 

 

Приложение 1

Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности. 
 

  1. Мне нравится:
 
  • Выполнять любую работу если я знаю, что мой труд пропадет даром;
  • Учиться всему новому, чтобы достигнуть поставленных целей;
  • Делать все как можно лучше, потому что мне поможет это в жизни;
 
  1. Я думаю, что:
 
  • Надо делать все, что мне поручают, как можно  лучше, потому что это поможет  мне в жизни;
  • Своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят вам тем же;
  • Можно заниматься чем угодно, если это приближает вас к поставленной цели;
 

3.Я люблю: 

  • Узнавать  что-то новое, если это пригодиться  мне в будущем;
  • Выполнять любую работу, если это будет кем-то замечено;
  • Делать любое дело как можно лучше, если это приносит пользу окружающим;
 
  1. Я считаю, что:
 
  • Главное в  любое работе –приносить пользу окружающим;
  • В жизни необходимо все испытать и  попробовать себя во всем;
  • В жизни главное -постоянно учиться всему новому;
 
  1. Мне приятно:
 
  • Когда я  делаю любую работу так хорошо, как могу;
  • Когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
  • Выполнять любую работу, так как работать всегда приятно;
 
  1. Меня привлекает:
 
  • Процесс приобретения новых навыков;
  • Выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
  • Процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим;
 
  1. Я уверен в том, что:
 
  • Любая работа интересна, когда она важно и  ответственна;
  • Любая работа интересна, когда она приносит мне пользу;
  • Любая работа интересна, когда я могу мастерски ее выполнить;
 
  1. Мне нравится:
 
  • Быть мастером своего дела;
  • Делать что- то самому без помощи старших;
  • Постоянно учиться чему- то новому;
 
  1. Мне интересно:
 
  • Учиться
  • Делать все то что заметно окружающим
  • Работать
 
  1. Я думаю, что:
 
  • Было бы лучше если бы резы моей работы всегда были видны окружающим
  • В любой работе важен результат
  • Необходимо скорее овладеть нужными знаниями, чтобы можно было самому делать все что хочется
 
 
  1. Мне хочется:
 
  • Заниматься  тем что мне приятно
  • Любимое дело делать как можно лучше, поскольку именно так моно сделать все действительно хорошо
  • Чтобы моя работа приносила пользу окружающим и помогла мне в будущей
 
  1. Мне интересно:
 
  • Когда я  делаю какое то дело так хорошо как могут это сделать немногие
  • Когда я обучаюсь делать то что не умел(а) раньше
  • Делать те вещи которые обращают на себя внимание
 
 
 
 
  1. Я люблю:
 
  • Делать  то что очень всеми цениться
  • Делать любое дело если мне не мешают
  • Когда мне есть чем заняться
 
  1. Мне хочется:
 
  • Выполнять любую работу так как мне интересен ее результат
  • Выполнять любую работу, которая приносит пользу
  • Выполнять ту работу, которая мне нравится
 
  1. Я считаю что:
 
  • В любой  работе самое интересное ее процесс
  • В любой работе самое интересное ее результат
  • В любой работе самое интересное это то, насколько она важна для других
 

16.Мне приятно

  • Учиться всему что мне потом пригодится
  • Учиться всему новому независимо от того насколько  это нужно
  • Учиться поскольку нравится сам процесс
 
 

17. Меня привлекает: 

  • Перспектива которая откроется мне после окончания учебы
  • То что после учебы я стану нужным человеком
  • В учебе то что она полезна для меня
 

18. Я уверен(а)  в том, что: 

  • То чему я научусь всегда мне пригодиться
  • Мне всегда будет нравится учиться
  • После учебы я стану нужным человеком
 

19. Мне нравится: 

  • Когда результаты моей работу видны окружающим
  • Когда я выполняю свою работу мастерски
  • Когда я выполняю любое дело так хорошо как это могут сделать немногие
 
 

20. Мне интересно: 

  • Когда я  качественно выполняю порученное мне  дело
  • Делать все то что заметно для окружающих
  • Если все знают что я делаю на своей работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  2 

     Таблица 2.1.

Ф.И.О.испытуемого Тип проф. мотивации Полученные  результаты
МСТ МСЗ МСУТ МПМ
1 Аушев А. МСУТ 8 14 24 3
2 Киреева Е. 
МСЗ 10 16 12 9
3 Агейкина М МСУТ 10 12 27 0
4 Акопян Д МСУТ 14 8 15 12
5 Демидов В МСУТ 14 14 15 3
6 Иванов Д МСУТ 12 8 21 6
7 Лужнова К. МСУТ 14 12 15 6
8 Беллина Е. МСУТ 10 6 21 12
9 Дашук А. МСУТ 12 10 21 6
10 Колосова А. МСЗ 8 16 12 9
11 Сушко А. МСУТ 12 14 15 6
12 Позднякова  А. МСТ 16 14 3 6
13 Дзугкоева И. МСУТ 10 16 18 3
14 Стреналюк В. МСУТ 10 10 21 6
15 Шафаревич С. МСУТ 10 12 18 9
16 Пестун М. МСЗ 10 16 12 9
17 Матевосова  А. МСУТ 14 14 18 0
18 Борисов А. МПМ 8 14 9 15
19 Карбутовская  Т МСЗ 10 18 3 10
20 Васильева Ю. МСЗ 10 16 12 9
21 Шеянова В МСЗ 10 16 12 9
22 Можарова Е. МПМ 14 8 12 15
23 Прахова Е. МСУТ 10 12 21 3
24 Пунько Н. МСУТ 12 8 21 6
25 Ященко И МСУТ 10 6 21 12
26 Новикова А.

.

МПМ 12 10 6 21
27 Каленова К. МСЗ 8 16 12 9
28 Катунов Е МСУТ 12 14 15 6
29 Шугаева О МСУТ 12 10 21 3
30 Ткачук А. МСТ 16 14 3 6
31 Русанова О. МСУТ 12 10 18 9
32 Саакян А. МСЗ 8 15 9 14
33 Федарчук Т. МСУТ 10 14 18 6
34 Емельянцева Е МСУТ 12 14 21 9
35 Шиндина А. МСЗ 10 18 3 10

Информация о работе Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления