История возникновения и становления этнопсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание

Крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в трудах античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Уже в Древней Греции было замечено влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей. Врач и основатель медицинской географии Гиппократ (460 до н.э. – 377 или 356 до н.э.) выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами – в том числе их поведение и нравы – связаны с природой и климатом страны.

Содержание

Введение
1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии
2. Изучение психологии народов в Германии и России
3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально- психологического знания.
4.Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии


Литература

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 35.86 Кб (Скачать документ)

Более подробно он изложил  свои взгляды в книге «Введение  в этническую психологию», первая часть  которой вышла из печати в 1927 г. В  этой работе Шпет проводит подробный методологический анализ концепций Лацаруса – Штейнталя и Вундта. С его точки зрения, .этническая психология вовсе не объяснительная, на чем настаивал Вундт, а описательная наука, предметом которой являются типические коллективные переживания. Мы в первый раз встречаемся с этим понятием, поэтому следует остановиться на том, как его интерпретирует русский ученый.

Шпет утверждает, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагает, что все они – язык, мифы, нравы, религия, наука – вызывают у носителей культуры определенные переживания: «как бы индивидуально ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях, как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 По мнению Ш. Монтескье,  для того чтобы понять сущность  общества и особенности его  политико-правовых установлений, необходимо  выявить народный дух, под которым  он понимал характерные психологические  черты народа. Он считал, что народный  дух формируется объективно, под  воздействием физических и моральных  причин. Признавая решающую роль  среды в возникновении и развитии  того или иного общества, Ш.  Монтескье разработал теорию  факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им  в «Этюдах о причинах, определяющих  дух и характер» (1736). К физическим  факторам, влияющим на первых  этапах развития на историю  общества и общий дух нации,  он относил географическое положение,  климат, почвы, ландшафт. При этом  климат назывался главным среди  них. Он констатировал, например, определенную зависимость духовного  склада и стиля мышления народов  от их образа жизни, хотя  последний, согласно его концепции,  целиком определялся условиями  природно-климатической среды. К  моральным же факторам он причислял  законы, религию, нравы, обычаи  и нормы поведения, которые  приобретают большее значение  в цивилизованном обществе. Объяснение  социальных явлений не волей Бога, а естественными причинами, т.е. материальными факторами, в то время имело большое прогрессивное значение. Ссылка сторонников географической школы на решающую роль климата и других природных условий была ошибочна и влекла за собой представления о неизменности национальной психологии народа. В одной и той же географической зоне, как правило, живут различные народы. Если бы их духовный облик, включая черты национальной психики, формировался под воздействием лишь одной географической среды, то эти народы так или иначе были бы похожи друг на друга как две капли воды. В действительности же дело обстоит далеко не так. В течение многих тысячелетий в жизни человечества происходили значительные перемены: сменялись общественно-экономические системы, появлялись новые общественные классы и социальные системы, сливались различные племена и народности, образовывались новые формы этнических отношений. Эти трансформации в свою очередь внесли громадные изменения в духовный облик народов, в их психологию, обычаи и традиции. В результате в корне обновлялись не только их представления и понятия о жизни, об окружающем мире, но привычки и нравы, вкусы и потребности, изменялось содержание: также формы выражения их национального самосознания и чувств. Между тем природно-климатические условия на планете за указанный период сколько-нибудь заметных изменений не претерпевали.

Абсолютизация роли географической среды в формировании и развитии черт национальной психологии народов, таким образом, неизбежно вела к  утверждению неизменности и вечности этих черт, к полному отрицанию  того, что этнопсихологические различия - явления исторически преходящие

 

 

 

 

Литература:

Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. С.112-148.

Введение в  этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С. 5-34.

Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство «КСП+», 1998. С. 201-231.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С.261-372.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство Науки и  Образования Республики Казахстан

Аркалыкский Государственный Педагогический Институт

им. Ы. Алтынсарина

 

реферат

по этнопсихологии

На тему: История возникновения и становления этнопсихологии

 

 

 

 

                                          

                                              Выполнила: студентка группы-ДИЯ-32

                                                                Нарзиева Ф.А.

                          Проверила:   Калимжанова Р.Л

 

 

 

 

 

                                                           Аркалык-2013


Информация о работе История возникновения и становления этнопсихологии