История становления психологии здоровья как научного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание

1.История становления психологии здоровья как научного направления.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве
новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить,
что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Практическое  задание 1 

1.История  становления психологии  здоровья как научного  направления.

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной  психологии в качестве

новой и самостоятельной  области научного знания. Однако следует  вспомнить,

что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического

здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.

Огромная заслуга  в ее постановке и привлечении  к ней внимания широкой

общественности  принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву

(1857-1927), по праву  занимающему одно из первых  мест в ряду корифеев русской

научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только

объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его

перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга,

психиатрии и  медицинской психологии, детской  психологии, педагогики, общей

психологии, а  также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной

им научной  школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на

рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.

Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже

в самом начале своей творческой деятельности. В  целом ряде выступлений и публикаций

он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же

время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей

«цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного

(холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со

своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных

качеств, активным отношением к окружающим его внешним  условиям, способный

к управлению своим  поведением и собственной деятельности. Главное,

что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями

и поступками.

Программным для  последующего развития психологии здоровья стал доклад

на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил

в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. Вслед за ученым

остановимся кратко на основных положениях этого доклада, дополнив их

некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале XX в.

В целом XX в. был  отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья,

в изменении  взглядов на соотношение между психикой и телом. В 1930-е гг.

многие исследователи  обратили внимание на взаимосвязь между  эмоциональной

жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении

привели к появлению  новой научной области: психосоматической

медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «психосоматическая медицина».

Через год эта  область исследований трансформировалась в общество, которое сегодня

называется ≪Американское  психосоматическое общество≫. В  течение первых

25 лет его  существования трактовка заболеваний  велась преимущественно с

психоаналитических  позиций. Психосоматическая медицина опирается главным

образом на медицинские  дисциплины и особенно на психиатрию.

В 1960-е гг. в  недрах психосоматической медицины формируются подходы и

теории, предполагающие взаимосвязь психологических и  социальных факторов,

с одной стороны, и физиологических функций — с другой. Соответственно рассматривается

влияние этой взаимосвязи  на процесс развития и течения  заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение

роли психологии в этиологии заболеваний. Она  получила название поведенческой

(бихевиоралыюй)  медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязьмежду психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было

принято считать  прежде.

В конце 1970-х  гг. был учрежден

«Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество.

Примерно в  это же время возникает еще  одна область исследований, полностью

принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отделение

«Психология здоровья» было открыто в Американской психологической

ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей

специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь

есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных

факторов.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась

в обширную область  исследований. Об этом свидетельствуют  и некоторые цифры.

Если в 1975 г. в  США было внедрено 200 программ по охране психического

здоровья, то в 1990 г. их было уже более 5000. Они приносят значительный экономический

эффект. В настоящее  время в США каждый десятый  психолог занимается

той или иной проблемой психологии здоровья, а  каждая третья статья в основных

англоязычных  психологических журналах посвящена различным аспектам

этой области. По этому направлению издаются специальные  журналы, выпускаются

учебники и  монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные

организационные решения.

2.Современное  состояние проблемы  развития психологии здоровья в качестве междисциплинарной дисциплины.

В современной  России психология здоровья как новое  и самостоятельное научное

направление еще  только проходит начальную стадию своего становления.

В связи с  этим уместно отметить, что тема психического, в том числе и профессионального,

здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач, на решении которых

сосредоточился  коллектив созданной в 1989 г. кафедры  психологического

обеспечения профессиональной деятельности (заведующий кафедрой профессор

Г. С. Никифоров) при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета.

В 1991 г. вышла  коллективная монография сотрудников кафедры «Психологическое

обеспечение профессиональной деятельности», в которой психологии

здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной

деятельности, профессионального  долголетия и др. Тогда же в журнале «Вестник

ЛГУ» была опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Водопьяновой

и Н. В. Ходыревой  ≪Психология здоровья≫. В сущности, это была одна

из первых попыток  отечественных авторов проанализировать состояние психологии

здоровья, сформулировать ее основные задачи исследования. К  числу основополагающих

вопросов теоретических  основ психологии здоровья относятся  раскрытие с системных

позиций самой  сущности понятия здоровья, а также  критериев оценки и

самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки

осмысления этих вопросов были представлены, в ряде публикаций .

В последние  годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по

психологии здоровья . В 1999 г. появилась весьма обстоятельная монография профессора И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой

автор представил не только результаты собственных исследований, но и систематизировал

обширный зарубежный опыт последних десятилетий . В 2000 г. издательство

Санкт-Петербургского госуниверситета выпустило в  свет первую коллективную

монографию «Психология  здоровья», авторами которой стали ведущие

петербургские специалисты в этой области. В  апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге

прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья.

Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не только

со стороны  представителей психологической науки  — дает все основания полагать,

что уже в  обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений

российской психологии.

В настоящее  время в США каждый десятый  психолог занимается

той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных

англоязычных  психологических журналах посвящена  различным аспектам

этой области. По этому направлению издаются специальные  журналы, выпускаются

учебники и  монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные

организационные решения. Например, в Великобритании принят документ

«Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение

психического  и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье

для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и

центров психического здоровья, группы оказания помощи и  самопомощи в укреплении

собственного  здоровья распространяются по всему  Западу.

Наряду с основательной  общепсихологической подготовкой  специалисты в

области психологии здоровья должны получать углубленные  знания PI В вопросах

психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и

психотерапии. Большинство  профессиональных психологов здоровья работают в

больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях,

центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах

психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершенствования.

3.Проблема  индивидуального  и социального  здоровья и здорового образа жизни в контексте культуры.

Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов.

Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора-

энциклопедисты (С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Протасов).

В своих работах  они заложили основы физического  воспитания и закаливания,

питания и гигиены  детей. В образовательных учреждениях  их идеи развивали

такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

Так, И. И. Бецкой выдвинул идею о закрытых учебных  заведениях, где были

бы созданы  все необходимые условия для  развития ребенка. Под его непосредственным

Информация о работе История становления психологии здоровья как научного направления