История психологии: гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Описание

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Содержание

Возникновение и развитие гештальтпсихологии………………………………3
Общая характеристика гештальтпсихологии…………………………………..4
Основные идеи и факты гештальтпсихологии…………………………………6
а. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера,
В. Келера, К. Коффки…………………………………………………………...6
б. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………………9
4. Заключение………………………………………………………………………….11
5. Список литературы…………………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

реферат гештальтпсихология.docx

— 42.49 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                              РЕФЕРАТ

                                     

                                        по общей психологии

                                                    на тему:

 

   ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      МОСКВА 2011


    

 

Содержание

 

  1. Возникновение и развитие гештальтпсихологии………………………………3
  2. Общая характеристика гештальтпсихологии…………………………………..4
  3. Основные идеи и факты гештальтпсихологии…………………………………6

             а. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера,

                 В. Келера, К. Коффки…………………………………………………………...6

             б. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………………9

      4.   Заключение………………………………………………………………………….11

      5.   Список литературы…………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение и развитие  гештальтпсихологии

 

Впервые понятие «гештальт-качество»  было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак  гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной  психологии осуществили психологи  Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие  комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта  школа просуществовала с конца  – 10-, начала 30-х годов.

 

История возникновения  гештальтпсихологии

 

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии  отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности  в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира - физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики». Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка  представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого  времени начинается влияние школы  на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальттеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного  продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение  к гештальтпсихологии меняется.

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика гештальтпсихологии

 

  Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы  состояла в том, что в основе психики  лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств  их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеория возникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном  исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время  практически единственная) школа, которая  начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма  и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может изменяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с  теми, которые происходят во внешнем  мире и осознаются нами в наших  мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может  помочь испытуемому быстрее или  медленнее ее решить, в зависимости  от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Человек может осознать свои переживания, выбрать путь для решения своих  задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных  с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был  заимствован гештальт-психологами  у Э. Гуссерля, философские концепции  которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана  и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной  ситуации, принципа «здесь и сейчас»  в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение  в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как  первые доказывали верность способа  «проб и ошибок», то есть влияние  прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левином, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

 

В исследованиях ученых этой школы  были открыты почти все, известные  в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в  формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное  ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить  весь процесс формирования представлений  об окружающем, доказало значение образов  и схем в развитии творчества, раскрыв  важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.

Не меньшее значение имеют и  работы Левина, подробнее о которых  будет рассказано ниже, и для психологии личности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще  актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после  его смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные идеи и факты гештальтпсихологии

 

Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

 

Одним из ведущих представителей этого  направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем  в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие  гештальт-качество, повлияло на занятия  Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил  в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная  исследования, которые привели его  к обоснованию положений новой  психологической школы.

Первые работы Вертгеймера посвящены  экспериментальному исследованию зрительного  восприятия. Остановимся подробнее на этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы нового подхода  к восприятию (а потом и к  другим психическим процессам), который  Вертгеймер обосновывал совместно  с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левином.

Таким образом, в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.”

Исследования восприятия, а затем  мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой  и другими гештальт-психологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических  процессов всем “полем” действующих  на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и  дает возможность соотнести и  структурировать между собой  отдельные образы, сохраняя их базовую  форму. При этом соотношения образов  предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

Информация о работе История психологии: гештальтпсихология