История психодиагности: становление каузального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение одного из этапов развития психодиагностики – становление каузального подхода.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение истории зарождения психодиагностики как науки.
2. Изучение предпосылок зарождения каузального подхода в психодиагностике.
3. Анализ механизмов взаимодействия в рамках каузального подхода.
4. Изучение структуры научного исследования в рамках каузального подхода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-теоретическое осмысление проблемы каузальности в психодиагностике………………………………………………………………5
1.1. Психодиагностика как научная дисциплина ………………………5
1.2. История психодиагностики………………………………………….7
Глава 2. Практическое исследование развития каузального подхода в психодиагностике………………………………………………………………11
2.1.Зарождение каузального подхода………………………………….11
2.2. Механизм взаимодействия в рамках каузального подхода…….16
2.3. Структура естественнонаучного психологического исследования в рамках каузального подхода………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

история психодиагностики.docx

— 114.01 Кб (Скачать документ)
gn="justify">     Если  мы варьируем системы или же признаем, что они неэквивалентны, то в этом случае мы проводим дифференциально-психологическое  исследование.

     Дифференциальную  психологию можно условно назвать  психологией систем. Соответственно встречаются как разновременные, так и одновременные проведения измерений.

     И, наконец, учет реального времени проводится при так называемом процессуальном эксперименте (все считаются различными). Напротив, при структурном эксперименте, который может использоваться как в общей, так и в дифференциальной психологии, все считаются эквивалентными.

     Тем самым мы можем выделить следующие  виды психологического эмпирического исследования:

     1) «телеологическое» или «каузальное»;

     2) «общепсихологическое» или «дифференциально-психологическое» (психология  среды или психология систем);

     3) структурное или процессуальное.

 

     

     Заключение

     Целью данной работы было изучение одного из этапов развития психодиагностики – становления каузального подхода. Нужно подчеркнуть, что история психодиагностики – это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики – это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому не целесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

     Каузальный подход основан на бихевиористских представлениях о том, как формируется поведение данного человека. По мнению последователей данного направления, социальные роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений над социальными моделями.

     В рамках каузального подхода исследуемые  системы, носители психики (люди или  животные), только условно могут  считаться эквивалентными, так как  изменчивость психических свойств  и состоянии людей очень велика. Более того, групповой разброс значений, измеряемых психических свойств и состояний превышает индивидуальный (во времени) разброс. Поэтому любое «общепсихологическое» исследование является в той или иной степени дифференциально-психологическим.

     Но  самое основное в том, что человек  может иметь уникальные психические  свойства, а не только их невоспроизводимую  уникальную комбинацию. Ввиду уникальности психики любого человека собственно психологическим может быть назван только метод изучения «отдельных случаев», т. е. исследование поведения системы, носителя психики в различных условиях и в различные промежутки времени.

     В первом случае мы имеем комплексное  исследование отдельных систем.

     Во  втором случае — лонгитюдное биографическое эмпирическое исследование.

     Вместе  с тем, уникальность личности является ограничением для ее измеримости  и познаваемости как «естественнонаучным» эмпирическим методом, так и методом понимания.

     Психодиагностическое  исследование в рамках каузального  подхода строится таким образом, чтобы исследователь имел модель системы (случае — человека), модель среды и совокупности отношений на множестве психика—система—среда. Речь идет о минимально необходимой для целей исследования полноте описания основных составляющих и отношений между ними.

     Проводится  либо эксперимент в реальном режиме времени либо психолог абстрагируется от неодновременности испытаний, считая их одновременными. Проводится изучение психических функций и строится прогноз поведения в подобных ситуациях.  
 

       

     Список  литературы

  1. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность// Деятельность: Теория, методология, проблемы. М., 1990. С. 129-143.
  2. Вудвортс Г. Экспериментальная психология. М., 1950.
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976
  4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.
  5. Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.- СПбГУ, 1991.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992.
  7. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.. МГУ, 1982.
  8. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии //Философия и современное естествознание. 1982 Вып. 2. С. 97.
  9. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990
  10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
  11. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.
  12. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М.: ИП РАН, 1990. С. 11-12.
  13. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб. 1994.
  14. Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 1994.
  15. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
  16. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
  17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.
  18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  19. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  20. Методология и методы социальной психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977.
  21. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М., 1998.
  22. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: ИП РАН, 1986.
  23. Методы психологической диагностики. Вып. 1./Под ред. В. Н. Дружинина и Т. В. Галкиной. М.: ИП РАН, 1993.
  24. Небылицын. В. Д. Основные свойства нервной системы, М., 1966.
  25. Нишанов В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ. Фрунзе.: Илим, 1990.
  26. Ньюпгпген Ж. Мотивация//Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. С. 15-110.
  27. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987.
  28. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: МГУ, 1985.
  29. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. София, 1968
  30. Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии/ /Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985.
  31. Полани Л. Личностное знание. М.: Наука. 1985.
  32. Практикум по общей психологии/Под ред А. И Щербакова. М., 1990.
  33. Практикум по общей и экспериментальной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ,1987.
  34. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика/ Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М., 1984.
  35. Практикум по психологии/Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1972.
  36. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Д.: ЛГУ, 1990.
  37. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1994.
  38. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  39. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  40. Рузавин Г. И. Научная теория: логический и методологический анализ. М.: Мысль, 1978.
  41. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.
  42. Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений /Психологические измерения. М , 1967.
  43. Фресс П. Экспериментальный метод//Экспериментальная психология /Под ред. П. ФрессаиЖ. Пиаже. Вып. 1-2. М.: Прогресс, 1966. С. 99-156.
  44. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

Информация о работе История психодиагности: становление каузального подхода