Истоки истории психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:00, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ истории развития и становления психодиагностики.
При написании данной работы поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю психодиагностики и ее становление в зарубежных странах;
2)Рассмотреть историю становления отечественной психодиагностики.

Содержание

Введение
1.Истоки истории психодиагностики
2.Тенденции развития психодиагностики за рубежом (по этапам)
3. История становления отечественной психодиагностики
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 40.63 Кб (Скачать документ)

В 1938 году в Великобритании появляется тест, который, с известными изменениями, и по нынешний день весьма широко используется психологами всего  мира. Этот тест - прогрессивные матрицы  Равена, был разработан Л. Пенросем и Дж. Равеном для измерения общего интеллекта и, как предполагалось, сводил к минимуму влияние культуры и обучения на получаемые результаты. Будучи тестом невербальным, он состоял из однородных заданий-композиций, для решения которых от обследуемого требовалось выбрать пропущенный сегмент, завершающий последовательность предложенной композиции. Тест основывался на теории генерального фактора Ч. Спирмена. Однако прогрессивные матрицы Равена не стали высоко эффективными для предсказании успешности обучения.

В 1930-е годы психологи, создавая личностные опросники, обращаются к факторному анализу. Примером таких исследований являются работы Джоя Пола Гилфорда и Л. Терстоуна.

Таким образом, психологи  получили новый диагностический  инструмент, отвечающий потребностям многих из них в целостном изучении личности. С этого момента во всем мире начинает набирать силу проективное  движение в психологии, которое до сих пор способствует получению  новых данных о личности и не в  меньшей мере - возникновению бурных дискуссий.

Тридцатые годы XX столетия были чрезвычайно продуктивны для  психодиагностики: Робкие ростки идей предыдущих десятилетий дали богатый  урожай новых диагностических инструментов. Достаточно отчетливо определились пути выхода из кризиса, чему в немалой  степени способствовало развитие целостного подхода к диагностике личности.

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработку новых тестов. В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классификации, был тест прогрессивных матриц Равена. Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок.

Несмотря на то, что использование  тестов в армии приносило несомненную  пользу для решения широкого круга  задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это  могло показаться. Такая точка  зрения "изнутри" принадлежит  Дж. Гилфорду, принимавшему непосредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Тем не менее, было обнаружено, что многообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования[4.c 55].

Для тестирования младенцев (от 2 до 30 месяцев) наиболее широко используемой стала шкала П. Кеттелл, дочери Джеймса Кеттелла. Однако оставался дискуссионным вопрос о валидности и надежности этой шкалы. Среди других наиболее известных тестов для диагностики когнитивной сферы личности, представленных в этот период, был проводимый в группах Стэнфордские тесты достижений, а также формы R,Su Классификационного теста Отиса.

После окончания войны  появляются новые проективные методики.

Тест Саула Розенцвейга  предназначался для оценки реакций  на фрустрацию и состоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей  в ситуации фрустрации. Черты и  мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается собственная  фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа, нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, ее тип, а также степень социальной адаптации [4.c 58].

В 1949 году Раймонд Бернард  Кеттелл и другие ученые основывают Институт тестирования личности и способностей, который был призван создавать и развивать соответствующие исследовательские инструменты, публиковать посвященные им работы. Итогом деятельности этого института была публикация опросника 16 личностных факторов, разработанного Р. Кеттеллом и его сотрудниками.

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении  в нем генетического, врожденного  и социального, приобретенного стимулировал неоднократные попытки создания тестов, якобы измеряющих "чистый" интеллект, независимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллекта Р. Кеттелла, опубликованный в 1958 году, в дальнейших попытках измерения "чистого" интеллекта, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований [4.c 59].

Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пятидесятые годы ознаменованы развитием  нового типа личностных опросников - так называемых факторных опросников. Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности - от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда, факторный анализ служит методом выявления основных свойств личности. Опубликованный впервые в 1950 году и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, - наиболее, весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.

В середине 1950-х годов  в психодиагностике, прежде всего  американской, складывается направление, которое будет одним из основных в тестировании - измерение творчества. Этому способствует известное разочарование  в тестах для определения уровня интеллектуального развития, оказавшихся  непригодными к диагностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативности вносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей.

Как можно было заметить, в нашем историческом обзоре речь идет преимущественно о тестах, разрабатываемых  американскими психологами. Разумеется, это не означает, что психологи  других стран оставались в стороне  от подобных исследований. Просто их вклад  не столь значителен. Очень часто тесты, разрабатываемые за пределами США, базировались на уже имеющихся методиках [4.c 60].

Наконец, 1960-е годы - это  годы появления компьютеризированных тестов. Уровень развития информационных технологий позволяет психологам возложить  решение многих диагностических  задач на компьютер, который обещает  стать незаменимым инструментом ведущего исследования психолога. Одним  из первых компьютеризированных тестов был ММРР.

В семидесятых годах была разоблачена, одна из самых крупных  мистификаций в психологической  науке. Теория генетической предопределенности интеллекта, согласно одному из центральных  положений которой имеющиеся  тесты измеряют природный интеллект, оказалась зданием, выстроенным  без фундамента. В эти же года в психодиагностике, особенно клинической, по-прежнему продолжают пользоваться популярностью проективные методики, применение которых из-за часто недоказанной валидности вызывает дискуссии среди психологов.

Характерной чертой развития психодиагностики в 1970-е годы в развитых странах мира становится ее компьютеризация. Резко возрастает количество компьютерных версий тестов. Однако уже раздаются  и первые призывы к тому, чтобы  оценить последствия компьютеризации, изучить валидность и надежность тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера. Возможности, предоставляемые компьютером, реализуются в так называемом адаптивном тестировании [5.c 36].

Чем ближе та точка в  истории психодиагностики, которая  называется "сегодня", тем труднее  говорить о событиях, происходящих в этой области психологического знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удивительного. История - это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном.

Становление отечественной  психодиагностики в России

В дореволюционной России начала XX веке тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к  тестам проявляли педагоги, надеявшиеся  с их помощью получить сведения о  степени одаренности учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз  и прогноз психического развития. Делались попытки организации при  школах кабинетов для экспериментально-психологического обследования учащихся. Сторонники естественнонаучного  направления в развитии психологии (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо  и др.) активно способствовали распространению  идей тестирования, зачастую, подобно  своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 года в  первую очередь связаны с именами  выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует  шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю  психологии и психодиагностики под  названием "Психологические профили". Г.И. Россолимо, конструируя тест, шел  не эмпирическим путем, а разработал систему теоретических представлений  о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости [4.c 84].

Не менее интересны  и исследования Ф.Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. "Фигуры Рыбакова" быстро стали известны в мире, по их подобию создавались  многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р. Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных тестологических разработок в России - забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.

В советский период в педологии  и психотехнике 1920-1930-х годах практика тестирования набирает обороты. Тесты  получают широчайшее применение, прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.М. Василейский, С.Г. Геллерштейн, В.М. Коган, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская, Г.И. Россолимо, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и другие [8.c 48].

В 1960-1970-е годы в советской  психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый "качественный подход", реализуемый, прежде всего  в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой  исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной  для решения сравнительно узкого крута задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности  к запросам практики, не могла заменить тесты [4.c 86].

Вторая половина 1970-х годов  знаменуется возрастающим интересом  исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Увеличивается количество публикаций и публикуются первые монографии таких авторов, как В.Г. Норакидзе, Ф.Б. Березин, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом. Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения. И в то же время академическая наука при классификации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской  психодиагностике становится "привычным" делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди  практиков, постоянно нуждающихся  в диагностических методиках, получают разнообразные "адаптации" тестов, в действительности, представляющие собой варианты непрофессионально  выполненных переводов с соответствующих зарубежных изданий, преимущественно англоамериканских. У пользователей тестов сформировался "дилетантски потребительский" подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируются психометрические требования [8.c 50].

Процесс заполнения "диагностического вакуума" происходил стихийно, поэтому, естественно, был ориентирован на готовый  продукт - тест, опускалось все то, что  связано с его разработкой  и нормативно-этическими аспектами  применения, а собственный опыт был  давно утрачен. Становится это возможным, прежде всего потому, что отношение "большой психологии" к психологической  диагностике лучше всего может  быть охарактеризовано как позиция  стороннего наблюдателя. Такая позиция  не случайна и вызвана не идеологической опасностью со стороны тестов. О  ней, кстати, постепенно забывают. Дело в том, что в советской науке  отсутствует дифференциально-психологическое  направление исследований, без которого наука об измерении индивидуальных различий превращается в ремесло  применения тестов, отсутствует то направление, которое на Западе интегрировалось  с тестологией еще в начале прошлого века.

Дифференциально-психологические  исследования в СССР признавались как  не имеющие какой-либо "серьезной  теоретической основы, которая объясняла  бы происхождение и развитие самих  индивидуальных различий" (В.М. Русалов,, 1991). Считалось, что для доказательства реального существования, личностных черт или факторов интеллекта дифференциальная психология должна опираться на объективно регистрируемое психофизиологическое проявление поведения (Б.М. Теплов, 1985; В.Д. Небылицын, 1976; и др.). Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое "поведенческое" (нейродинамическое) проявление - на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и других уровнях" [4.c 85].

Информация о работе Истоки истории психодиагностики