Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности 6
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях 6
1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже 12
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая исследование влияния тревожности на уровень интеллекта.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Усложнение общественной жизни, убыстряющаяся динамика социальных процессов, ломка сложившихся социальных установок, сопровождающая социальные катаклизмы, предъявляют особые требования к способности человека понимать происходящее и соответствующим образом интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение и поведение других людей. Все это предполагает увеличение интеллектуальной компетентности человека при познании мира.

      В широком смысле «интеллект» и  используется для констатации наличия  таких способностей у людей, а  так же различия людей по уровню развития этих способностей. Проблема интеллекта привлекала ученых давно, но тем не менее однозначных решений она пока не получила. В развитие понятия внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Э.Торндайк, Г.Олпорт, Г.Айзенк, Х.Гарднер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг, Р.Селман, Н.Кэнтор и Дж.Кильстром. Среди отечественных ученых следует выделить - Н.А.Аминова, Ю.Н.Емельянова, М.Л.Кубышкину, Н.А.Кудрявцеву, В.Н.Куницыну, Е.С.Михайлову, М.В.Молоканова, Л.И.Уманского, А.Л.Южанинову и др.

      Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С.Кьеркегор, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, К.Хорни, О.Х.Маурер, Дж.Тейлор, Г.Селье, Г.С.Салливен, Ф.Б.Березин, А,А,Бодалев, А.И.Захаров, Н.Д.Левитов, A.M.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.). Однако исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между интеллектом людей, выбравших виды труда, требующие для его эффективного выполнения большее или меньшее развитие интеллекта, и уровнем тревожности у этих людей, пока не проводилось.

      В связи с этим цель нашего исследования предполагала выявление и анализ влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

      Цель  исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

      Объектом  исследования является уровень тревожности  представителей разнотипных профессий.

      Предметом исследования выступает влияние  уровня показателей тревожности  на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

      Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

      1. В процессе теоретического анализа  провести сопоставление взглядов  на проблему интеллекта и выявить  возможности понимания этого  феномена как системного свойства человека.

      2. Изучить психологическую литературу по проблемам тревожности.

      3. В процессе исследования удостовериться в наличии закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.

      4. В психологическом исследовании выявить влияние тревожности на уровень интеллекта, а следовательно и успешность профессиональной деятельности.

      Гипотеза  исследования строится на предположении  о том, что тревожность (как состояние) у людей, выбравших указанную сферу профессиональной деятельности, будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта. У людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знаковая система», возможна другая зависимость между социальным интеллектом и тревожностью.

      В качестве методологической основы исследования выступили труды Дж.Гилфорда, Н.Кэнтор, Дж.Кильстром, Р.Стернберга, Ю.Н.Емельянова, В.Н.Куницыной - разработчиков проблемы социального интеллекта, учение о  психологических системах в рамках культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), системно-структурный анализ К.К.Платонова, методологические основания теории самореализации личности К.Роджерс, теория психологических систем (В.Е.Клочко).

      Для решения поставленных задач использовались следующие методы: психодиагностические: шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина; Методика Айзенка — EPQ предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности.

      Описание  выборки. Выборку основного исследования составили инженеры КОМЗа и операторы такси в количестве  40 человек.

      Практическая  значимость работы состоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи  между интеллектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направленную на развитие интеллекта и соответственно снижение тревожности, полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе и при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров. .Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием математической обработки полученных данных, репрезентативностью выборки.

      Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

      

      Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности  и ее влияния на интеллектуальный уровень  развития личности

      1.1.Анализ  понятия тревожности  в психологических исследованиях 

    Понятие тревожности было и остаётся достаточно интересным для многих школ в психологии. 3. Фрейд [35] выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая заключается в том, что тревожность возникает в результате вытеснения сексуальных влечений; разрядка сексуальных влечений встречает препятствие и порождает в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно второй точке зрения тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение которых или следование которым создаёт внешнюю опасность, причём имеются в виду не только сексуальные влечения, но и агрессивные побуждения.

      В психологической литературе можно  встретить разные его трактовки, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать  это понятие дифференцированно  как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

      Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента" [45, с. 98].

       Другие исследователи  дают следующие определения понятию "тревожность: "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности", "это смутно-неопределенное чувство опасности (А.В. Лук) или "предчувствие опасности" (А.И. Захаров), которое выражается в обострении восприятия, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром [15]. "Состояние, возникающее как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу)», «состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника», "состояние свободно плавающей опасности и неопределенности" [15].

      Ч.Д.Спилбергер определяет это состояние как  временной срез в потоке жизненных  эмоциональных переживаний человека, характеризующийся субъективными реакциями напряжения, озабоченности, нервозности и беспокойства. Существенным для переживания тревоги является ее направленность в будущее. Тревожный человек беспокоится в отношении того, что может случиться, им овладевают представления о различных несчастьях и неприятностях, в действительности мало вероятных.

      Ряд авторов рассматривают тревогу  как ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения  которой не поддаются предсказанию (Ф.Б. Березин, К. Хорни), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания (Poldindger), неопределенное беспокойство (Kepinski) [29].

      Таким образом, из множества существующих определений тревожности можно  вывести общую мысль, характеризующую  данное понятие как эмоциональное  состояние, создающееся при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Большинство исследователей проблемы подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Исходя из понимания тревожности как эмоционального состояния, возникшего перед возможностью фрустрации социальных потребностей, ее можно рассматривать не только как временное состояние, создавшееся в определенных условиях, которое можно вызвать также в эксперименте, но и в другом аспекте, как некое индивидуально-диффузное хроническое состояние, свойство личности, содержащее опасность для удовлетворения социальной потребности. Принимая во внимание данное предположение можно считать, что наиболее точный подход к определению тревожности представлен в работах А.И. Захарова. Он пишет, что тревожность-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревожность возникает как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности [15].

      Давая определение тревожности необходимо рассмотреть его наряду с понятием "страхи", так как при всех их отличиях чаще всего одно состояние порождает другое. Разграничение тревожности и страха основано на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. Тревожность ощущается вне связи с каким-либо стимулом ("свободно плавающая"), тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом.

      А.И. Захаров так же разделяет тревожность  и страх. Тревожность, в отличие  от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возникает и в  виде радостного предчувствия и волнующего ожидания. Страх и тревога, как  эпизодические реакции имеют свои аналогии в форме более устойчивых психических состояний: страх в виде боязни, а тревога - в виде тревожности. [15]

      Таким образом, тревога- это сигнал опасности, а страх- ответ на нее; тревога- предчувствие, а страх - чувство опасности; тревога обладает возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;- стимулы тревоги имеют общий, абстрактный характер, страх - конкретный, тревога проецирована в будущее, источник страха; - прошлый, травмирующий опыт.

      По  мнению Й. Раншбурга и П. Поппера, тревога - это явление, родственное символическому страху. Тревога-это страх перед каким-то неопределенным объектом и его характерной чертой является то, что данному человеку причина страха неизвестна. Кроме того, они отмечают, что тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Тревожный человек воспринимает как угрозу и такие ситуации, которые для иного человека выглядят не столь опасными. [26]

      По  мнению Б.И.Кочубей, Е.В. Новиковой, в  основе таких состояний, как робость  и агрессивность, страх и безразличие - могут лежать механизмы тревоги. Ими были выделены две большие группы признаков тревоги. Первая -внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения, вторая - внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например, отчаяние, гнев или радостное возбуждение. [19]

      Интересными для нашей работы представляются данные психологов социально - психологического направления, специально занимающиеся проблемой тревожности, главным образом, это реформированный психоанализ (в любых его модификациях). Для представителей реформирующего психоанализа вопрос о происхождении тревожности не играл решающей роли. Все ученые в целом согласны, что вне зависимости от того, наследуется это свойство генетически или появляется в связи с травмой рождения, впоследствии индивид научается связывать его с угрожающими ситуациями. Предполагается, что тревожность возникает в первую очередь как реакция на угрозу нарушения межличностных отношений. По мнению социальных психологов, страх перед неодобрением, лишением любви, разрывом межличностных отношений, ведет к возникновению ощущения тревожности.  Кристаллизация этого чувства связывается с предшествующим неодобрением значимыми людьми. Представители этого направления связывали также возникновение тревожности с невозможностью самореализации (т.е. невозможность использования личностью своих талантов, навыков и возможностей удовлетворения потребностей в рамках собственной системы ценностей). Невозможность удовлетворения потребностей ведет к их подавлению, а это в свою очередь мешает личностному самоопределению. Если "подавленная личность проходит через болезненную для нее ситуацию, уровень тревожности будет у нее непропорционально высоким по сравнению со степенью угрозы, заключенной в ситуации. Здесь авторам пришлось прибегнуть к выделению двух типов тревожности:

Информация о работе Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта