Исследование темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание

Цель исследования: изучение типов темперамента и его свойств. Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет. Предметом исследования являются свойства темперамента. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
2. Обозначение метода исследования;
3. Выявление особенностей типов темперамента и его свойств.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования темперамента
1.1. Общее понятие о темпераменте…………………………….....4
1.2. Основные компоненты темперамента………………………...5
2. Исследование типов темперамента и его свойств
2.1. Метод исследования……………………………………………8
2.2. Организация и проведение исследования…………………….8
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………9
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..17
Приложения.…………………………………………………………..18
Таблица 1………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

к.р. эксперимент. психология.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

ИВЭСЭП

Институт  Внешнеэкономических  Связей, Экономики  и Права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:

Экспериментальная психология

На  тему: Исследование темперамента 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:

Студентка 5 курса

Заочного  отделения

Ф-та Психологии

Белецкая У.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

     Введение………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы исследования темперамента
    1. Общее понятие о темпераменте…………………………….....4
    2. Основные компоненты темперамента………………………...5
  2. Исследование типов темперамента и его свойств
    1. Метод исследования……………………………………………8
    2. Организация и проведение исследования…………………….8
    3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………9

    Заключение……………………………………………………………16

    Список  используемой литературы…………………………………..17

    Приложения.…………………………………………………………..18

    Таблица 1………………………………………………………………23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.

     Различия  между людьми в значительной степени  определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно  не ограничиваться установлением факта  и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.

     Изучение  индивидуальности в психологии имеет  большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления.

       Особенности свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и  методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику свойств темперамента в индивидуальности. Данное обстоятельство и предопределило актуальность моего исследования.

       Цель  исследования: изучение типов темперамента и его свойств.

       Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет.

       Предметом исследования являются свойства темперамента.

       Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

    1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
    2. Обозначение метода исследования;
    3. Выявление особенностей типов темперамента и его свойств.
 
 
 

1.Теоретические  основы исследования  темперамента. 

         1.1. Общее понятие  о темпераменте. 

     Когда говорят  о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

     Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. 
 
 

     К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые:

           -Регулируют динамику психической деятельности в целом;

         -Характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;

         -Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

         -Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

         - Обусловлены общим типом нервной системы.

     Пользуясь данными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. 

     1.2.Основные компоненты темперамента.

     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у  темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят  к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

     Особое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (или специального) и речевого аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче  других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

     Основные  компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

     Темперамент ( от лат. Temperamentum- надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - врожденная характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

     Свойства  темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно  отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исследование типов  темперамента и  его свойств.

     Изучение  темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования. 

  2.1. Метод исследования.

     Для диагностики свойств и типов темперамента личности, была использована  методика Г.Айзенка.

   Опросник  предназначен для изучения индивидуально-психологических  черт личности с целью диагностики  степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

   Тест-опросник Г.Айзенка содержит 57 вопросов (см. приложение 1), на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.

     Обработка результатов по  методике Айзенка:

     Полученные  результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см. приложение №3). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются. 

         2.2. Организация и проведение исследования.

    Участвовали в эксперименте студенты 4-5го курсов ВУЗов Санкт-Петербурга. Возрастной состав испытуемых 20-22 года. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей.

    Форма проведения эксперимента – групповая.

    Общее время тестирования 45мин. – 1 час.

    Испытуемым  были выданы:  

      - бланки  ответов к методике, используемой в эксперименте;

      - текст опросника к методике Айзенка.

    Обработка полученных данных:

    Подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все полученные показатели были занесены в таблицу № 1.   

    2.3. Анализ и интерпретация  результатов исследования.

     Произведя обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.

Информация о работе Исследование темперамента