Исследование самосознания юношей-правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.
§1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6
§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13
Выводы……………………………………………………………….………20
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22
§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29
§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37
Выводы…………………………………………………………….…………42
Заключение……………………………………………………………......... 44
Библиографический список…………………………………………...……47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2…………………………………………………………….….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

 

Курсовая работа

по специализации «Психология развития. Возрастная психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса очного отделения

 Анны Анатольевны Богомазовой

Руководитель: канд. псих.наук., доцент Кедярова Е.А.

 

Работа защищена

«___» _______________20   года

с оценкой __________________

Протокол № ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011

ОГАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самосознания личности правонарушителей юношеского возраста.

§1.1. Понятие самосознания личности  и его структуры в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………...……………6

§1.2. Изучение факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя…………………………………………………………………13

Выводы……………………………………………………………….………20

Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.

§2.1. Описание базы, выборки и диагностических методик исследования……………………………………………………………………...22

§2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация……29

§2.3. Рекомендации по развитию самосознания правонарушителей юношеского возраста…………………………………………..…………..…….37

Выводы…………………………………………………………….…………42

Заключение……………………………………………………………......... 44

Библиографический список…………………………………………...……47

Приложение 1………………………………………………………………..49

Приложение 2…………………………………………………………….….51

Приложение 3…………………………………………………………….….52

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  остро стоит вопрос противоправного поведения в юношеском возрасте. Наша страна занимает одно из первых мест по количеству преступлений, совершаемых юношами, не достигшими совершеннолетия. При этом в местах лишения свободы, воспитательных колониях, в основном находятся несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования, разбои, грабежи и т.д.). В последнее время преступления подростков и юношей становятся более извращенными, аморальными.

Существует множество  причин, обуславливающих противоправную деятельность несовершеннолетних. Основным фактором является неадекватные условия развития и воспитания, которые порождают деформацию личности правонарушителя, трудности социализации, адаптации в обществе. Дефицит положительных образцов поведения, отсутствие внимания и заботы, положительных контактов со взрослыми, сложности образовательного процесса, общение в криминогенной среде становятся причиной становления подростков на преступный путь. Попадая в места лишения свободы они чувствуют негативное отношение к себе, и утверждаются в представлении себя как опасного, угнетенного, ненужного для общества человека. Все это показывает нам насколько искажено  их самосознание, их восприятие собственной личности, и обуславливает актуальность нашего исследования.

Знание о том, насколько  искажено самосознание, какие именно составляющие развиты неадекватно, деформированы, позволит психологам и педагогам грамотно построить систему дальнейших коррекционных мероприятий, обеспечить благоприятные условия для развития личности правонарушителей. Благодаря этому юноши, к моменту выхода из воспитательных колоний, будут чувствовать себя изменившимися в положительную сторону, по-другому осознавать свою личность, чувствовать себя значимыми, способными, изменятся их взаимоотношения с окружающими, восприятие других людей, возможно, даже мировоззрение. В связи с этим сократится количество случаев рецидива, юноши смогут более эффективно адаптироваться в социуме,  стать полноценными членами общества, правильно построить свой дальнейший жизненный путь.

Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой цель исследовать самосознание правонарушителей юношеского возраста. Объектом нашего исследования выступило самосознание личности, предметом – самосознание юношей-правонарушителей.

В нашем эмпирико-теоретическом исследовании мы выдвинули следующую гипотезу: у правонарушителей юношеского возраста отмечается неадекватная самооценка и неадекватный уровень притязаний. Такие аспекты самоотношения, как: глобальное самоотношение, самоуверенность, ожидаемое отношение от других, самоинтерес и самообвинение имеют низкий уровень выраженности. Уровень субъективного контроля у юношей-правонарушителей – низкий, локус контроля – экстернальный.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
  2. В соответствии с гипотезами провести эмпирическое исследование самосознания правонарушителей юношеского возраста.
  3. На основе полученных данных разработать рекомендации по развитию самосознания юношей-правонарушителей.

Исследование проводилось на базе Ангарской воспитательной колонии, в нем приняло участие одиннадцать воспитанников колонии в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Мы использовали методику исследования самооценки (по Дембо-Рубинштейн), опросник самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева), методику на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию самосознания личности и его структуры, а также изучению факторов, влияющих на развитие личности правонарушителя. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию самосознания правонарушителей юношеского возраста и разработке рекомендаций по развитию самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Понятие самосознания личности и его структуры в отечественной и зарубежной психологии

 

В психологии личности изучение самосознания занимает центральное место и является вершиной познания человека, в противовес изучению предмета глубинной психологии. Самосознание является начальной и конечной точкой всей жизни личности, ее желаний, ценностей, поступков, целей.

А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», представлял ее как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа» [15].

Развитие личности идет бок о бок с развитием ее самосознания, и эта тесная взаимосвязь  не случайна. Познавая себя на протяжении жизни как субъекта собственной  деятельности, изменяющего реальность, имеющего особые отношения с миром, личность развивается, усложняется ее структура, ее связи с реальностью. И наоборот, личность принимает решения, совершает поступки, исходя из знаний о себе, из отношения к собственной персоне.

В нашей работе мы будем  затрагивать как раз этот аспект изучения самосознания, представляя его как основу для регулирования личностью собственного поведения.

Теоретической разработкой  проблемы самосознания личности занимались многие крупные отечественные и  зарубежные психологи. Среди них - И.И. Чеснокова, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантилеев, И.С. Кон, Р. Бернс, К. Роджерс и др. На их работы мы и опирались в изучении проблемы самосознания личности. Каждый из этих авторов рассматривает различные аспекты самосознания, и, в соответствии с этим, дает собственное определения самосознания. Наиболее общее определение представлено в работе В.В. Столина и Е. Т. Соколовой – «…самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определенным образом относиться к самому себе…» [24]. В этом определении показывается что человек, выделяя себя из окружающего пространства, как бы видит себя во времени, осознает то, каким он был, каким стал, насколько изменился, и что ему нужно для того чтобы быть ближе к собственному идеалу.

Интересное определение дает И.С. Кон: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием» [14]. В данном определении подчеркивается важность осознания человеком себя как творца своей жизни, как деятеля, контролирующего собственные действия для того, чтоб добиться четко поставленной осознанной цели.

Основной функцией самосознания, исходя из вышеперечисленного, является познание себя и саморегуляция поведения  личности. В своем поведении человек  может позволить себе ровно столько, насколько он знает себя и относится к себе. Это и обуславливает самодостаточность, самоуверенность и независимость личности. Этот процесс стимулирует также саморазвитие личности, ее желание изменяться, чтобы стать лучше.

Самосознание как процесс складывается из динамических образов «Я», постоянно изменяющихся, преображающихся с каждой новой ситуацией. «Я» – образ является содержательной характеристикой самосознания. Человек, представляя себя как объекта, как бы со стороны анализирует собственные особенности, качества, поведенческие проявления и складывает их в единый образ, здесь и сейчас. «Я» – образы могут не соответствовать друг другу, так как, действительно – в разных жизненных обстоятельствах мы зачастую ведем себя неоднозначно. Такое несоответствие становится причиной внутриличностных противоречий, ведь человеку приходится определиться, каким же все-таки он является, и на какой образ «Я» он будет опираться в своем дальнейшем поведении.

Познавая себя, личность обращает внимание на различные аспекты собственного образа. К примеру, можно выделить физическое (материальное), социальное и духовное «Я». Мы делаем такое разделение, основываясь на взглядах У. Джемса, который впервые обратился к изучению проблемы составляющих компонентов образа «Я». Физическое «Я» является представлением о собственном теле, об организме, основывается на самочувствии. «Я» социальное – видение себя как члена общества, играющего определенную роль в каждой конкретной группе, отличного от других и имеющего для них особую значимость. «Я» духовное – восприятие собственной духовной ценности, глубины своей личности, неповторимости своего «Я» [9].

По времени выделяются «Я»-прошлое, «Я»-настоящее и «Я»-будущее. На основе этих образов человек имеет  возможность просматривать изменения собственной личности во временном континууме, оценивать качество личностного развития и принимать решения о дальнейшем преображении. Также, в последнее время психологи выделяют возможное «Я» - то, каким человек, скорее всего, будет, его восприятие собственных потенциальных возможностей, качеств (позитивных и негативных), которые раскроются в ближайшем будущем [2; 11]. Отечественные и зарубежные психологи выделяют также, в зависимости от модальности, реальное «Я», идеальное «Я» и зеркальное «Я» [18; 5]. Эти образы «Я» соответственно обозначают представление человека о себе настоящем – каков он есть на самом деле, о желаемом «Я» и о том, каким человека воспринимают окружающие люди.

Соединяясь, обобщаясь, отдельные  образы «Я» образуют целостное единое образование - «Я»-концепцию (обобщенный образ своего «Я» [27]). «Я»-концепция это динамическая, согласованная и ясно осознаваемая система представлений человека о себе. Изучением этого центрального компонента самосознания занимались и продолжают заниматься в основном зарубежные психологи. Так, Роберт Бернс, чья теория является общепринятой, определяет «Я»-концепцию как «совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой» [4, с.334]. Важно, что в этом определении раскрывается не только описательная, но и оценочная сторона самосознания, ведь только во взаимодействии образ и оценка собственного «Я» определяют поведение человека. В связи с этим, Р. Бернс рассматривает «Я»-концепцию как «динамическую систему установок личности, направленных на себя»  [5, с.59].

З.В. Диянова и Т.М. Щеголева обращают особое внимание на то, что  «Я»-концепция является показателем  зрелости личности, так как ее оформление требует длительной сознательной работы и глубокого анализа собственной  жизни и деятельности [10]. Благодаря такой длительной сознательной работе личность приобретает ощущение самоопределенности, самоидентичности, максимально приближается к полному и истинному познанию своей сущности.

Как мы упоминали выше, помимо образной составляющей в «Я»-концепцию включена и оценочная составляющая. Она представлена самооценкой личности, то есть сознательным суждением личности о собственной ценности. В самооценке отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе [27].В.В. Столин указывает, что самооценка основана на достижении актуальных для человека на том или ином этапе развития целей [24]. Если особенности и качества субъекта благоприятствуют достижению целей то «Я» приобретает позитивную оценку, а если нет, то, соответственно, негативную. Таким образом, самооценка зависит от достижения успеха в наиболее значимой деятельности. Кроме этого, она зависит от оценки окружающих, от зеркального «Я». Оценивая себя, человек также ориентируется на идеальный образ, и сравнивает, насколько он ему соответствует.

Усложняясь с развитием  личности, самооценка становится более  адекватной. Но в подростковом и  юношеском возрасте она зачастую несколько искажена, неадекватна  – занижена или завышена. В сложных, кризисных ситуациях, при наличии  межличностных конфликтов, самооценка также может искажаться, «скакать». Она также напрямую зависит от личностных особенностей, таких как уверенность в себе, самокритичность, психологическая устойчивость.

Менее осознанным компонентом  самосознания является самоотношение – система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Самоотношение выражается в устойчивом переживании, глобальном чувстве «за» или «против» себя. Внутри самоотношения выделяются особые компоненты – самоуважение, самоинтерес, самопринятие, самообвинение и др. [6; 24]

Информация о работе Исследование самосознания юношей-правонарушителей