Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание

Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Содержание

1.Введение
2.Теоритическая часть:
-основные понятия
-категории
-теоритическая часть вопроса
3.Практическая часть:
-тест
-интерпретация полученных данных
4.Заключение
5.Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 33.11 Кб (Скачать документ)

План

1.Введение

2.Теоритическая часть:

  -основные понятия

  -категории

  -теоритическая часть вопроса

 3.Практическая часть:

  -тест 

  -интерпретация полученных  данных

4.Заключение

5.Литература

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших направлений  деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с  учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Одним из направлений работы социального  педагога по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а так же направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный  динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших  компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в  общеобразовательных учреждениях  стала наиболее актуальной на сегодняшний  момент.

Изучением особенностей и проблем  профориентации детей подросткового  возраста в общеобразовательных  учреждениях занимались такие отечественные  ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев  и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции  П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали  данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.

Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий  среди подростков в общеобразовательных  учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления  профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном  учреждении.

Проблема, в её целостности и  взаимосвязи, определила выбор темы настоящего исследования: «Профориентация  детей подросткового возраста в  общеобразовательных учреждениях».

Цель исследования: выявить социально-педагогические условия профориентации детей подросткового  возраста в общеобразовательном  учреждении.

Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: процесс профориентации детей подросткового возраста.

 

Теоритическая часть 
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении с детьми является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Поэтому необходимым условием общеобразовательного учреждения по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.

В соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  вступила в действие программа по модернизации российского образования  на период до 2010 года. Большое внимание в концепции этой программы уделяется внедрению системы профессионального образования в школе, направленной на создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом потребностей рынка труда.

История появления некоторых элементов  оценки профориентации человека уходит в глубину веков (1).

Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий  направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными  способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке  труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так  и необходимость полноценного распределения  трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит  в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей  им деятельности. Профориентация на широкой  базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё  не сделавших свой выбор с миром  профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

- ознакомление с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора  профессии;

- мотивация размышлений о своем  профессиональном будущем

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального  самоопределения человека, важно  в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются  подростки, выбирая себе профессию  и место в социальной структуре  общества.

Принцип сознательности в выборе профессии  выражается в стремлении удовлетворить  своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии  интересам, склонностями, способностями  личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии  выражает связь личностного и  общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным  от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение  принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров .

Принцип активности в выборе профессии  характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального  самоопределения. Профессию надо активно  искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба  сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения  квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции  профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование  или обучение в образовательных  учреждениях профессионального  образования. Успех профессионального  образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии .

Выбор профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений  в жизни. Выбор профессии –  это не моментальный акт. Выбор профессии  состоит из ряда этапов, сливающихся  в один процесс. Продолжительность  этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей  субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как  профессиональное самоопределение, так  как выбор профессии и овладение  ею начинается с профессионального  самоопределения. Профессиональное самоопределение  является одним из важнейших компонентов  самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение  – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального  самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в  «профессиональное Я» личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального  самосознания. Г.С. Прыгин считает, что  профессиональное самоопределение  – это осознание человеком  своей принадлежности к некоторой  профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении  к ним. Л.А. Головей трактует это  понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную  задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей  профессиональной деятельности (4).

Подобные интерпретации термина  «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого  широкого понятия.

По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:

- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как  эталонов для осознания своих  качеств;

- осознание этих качеств у  других людей, сравнение себя  с неким абстрактом или конкретным  коллегой;

- учет оценки себя как профессионала  со стороны коллег;

- самооценивание человеком своих  отдельных сторон – понимание  себя, своего профессионального  поведения, а также эмоциональное  отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание  опирается здесь на профессиональную  самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

- положительное оценивание себя  в целом, определение своих  положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

Профессиональное самоопределение  человека начинается далеко в его  детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает  связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к  этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения  реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять  решение, которое повлияет на всю  дальнейшую жизнь человека.

Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

- формирование общей готовности  к самоопределению;

- а для подростков и выпускников  школ – это помощь в конкретном  выборе профессии (6).

Профессиональное самоопределение  – существенная сторона общественного  процесса развития личности. Выявление  особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного  ориентирования молодежи в решении  вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства  на мотивы выбора профессии.

Профориентационную работу в школе  можно разделить на фазы, которые  предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и  динамикой профессиональной ориентации самого ученика:

- подготовительная фаза (ранняя  профориентация). В этот период  в рамках профориентацийной работы  происходит изучение ученика,  ему прививают интерес и любовь  к труду. Этого можно достичь  путем включения детей в разные  виды игровой и учебной деятельности.

- фаза формирования – период, когда у ученика возникает  актуальный интерес к выбору  профессии. С помощью специальных  мероприятий в школе ученикам  прививают мотивы выбора разных  специальностей и профессий;

- направляющая фаза – продолжается  формирование мотивов выбора  профессии у учеников, которые  еще сомневаются в выборе профессии;

- фаза закрепления – период  после выбора учеником профессии.  Цель этой фазы – продлить  формирование профессиональных  интересов, создать условия для  реализации выбора ученика, адаптации,  в профессиональной среде.

Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном  учреждении. Главная цель профессионального  самоопределения заключается в  постепенном формировании у школьника  внутренней готовности к осознанному  и самостоятельному построению, корректировке  и реализации перспектив своего профессионального  развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько  этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.

                                         Практическая часть.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1.      Знакомиться с жизнью растений и животных.

2.      Уроки по географии, чтение учебника географии.

3.      Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4.      Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5.      Уроки домоводства или домашние задания домоводством.

6.      Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7.      Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

Информация о работе Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации