Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

введение

3

Глава 1
ТеоретическОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ внимания детей с задержкой психического развития

1.1.
Феномен внимания в психологии
6
1.2.
1.3.
Развитие внимания в детском возрасте
Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
23

31
1.4.
Особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Выводы
37


Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.
Методы диагностики изучения особенностей внимания.
44
2.2.
Анализ полученных результатов
48

Выводы

Заключение
61

Список литературы
63

Работа состоит из  1 файл

ГДЕ ТИТУЛЬНИК.docx

— 132.99 Кб (Скачать документ)

Для  младшего  школьника  характерна  рассеянность.  Она  связана  с  общей  неустойчивостью  внимания. Рассеянность  может  быть  вызвана  утомлением.  Также  рассеянностью  может  быть  состояние,  когда  школьник  как  бы  находится   “в плену”  у какой-то  предвзятой  мысли. 

       Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность.

Особенно часто  нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.  3. Тржесоглава выделяет следующие особенности внимания этих детей:

  1. нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;
  2. неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
  3. чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый 
    данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию 
    в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, 
    осуществление деятельности замедляется;
  4. «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных 
    признаках. Ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
  5. «прилипание» (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения  внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

Внимание  младших  школьников  с  задержкой  психического  развития   характеризуется   неустойчивостью,  повышенной   отвлекаемостью,  недостаточной  концентрированностью   на  объекте.

Посторонние  раздражители  вызывают  значительное  замедление  выполняемой  деятельности  и  увеличивают   количество  ошибок.  Особенно  сильным  отвлекающим   фактором  является  речь.  При  обучении  детей  с  задержкой  психического  развития   важно  исключить  действие   посторонних  раздражителей.   Трудности  фиксации  внимания  также  возникают  в  наиболее   сложных  видах  деятельности,  например  таких,  как  письмо.

Здесь  можно  наблюдать  увеличение  ошибок  в  работах - это  и  слитное  написание  отдельных  слов, и  недописывание  элементов букв,  и нарушение усвоенных ранее   грамматических  правил.

Неустойчивость  внимания  имеет  разнообразные  индивидуальные  формы  проявления.   Так,  у  одних  детей  максимальное  напряжение  внимания  и  наиболее высокая  работоспособность  обнаруживаются  в  начале  выполнения  задания  и  неуклонно  снижаются по  мере  продолжения  работы;  у  других - наибольшее  сосредоточение  внимания  наступает  после  некоторого  периода  деятельности.

Как  известно,   непосредственное  отражение  человеком   окружающей  действительности  происходит  в  форме  ощущений  и  восприятий.  Отсюда  недостатки  внимания  у  детей  с  задержкой  психического  развития  могут  отрицательно  сказаться   на процессах    восприятия.  Например,  дети  затрудняются  в  узнавании  предметов,  находящихся  в  непривычном  ракурсе.

Как уже отмечалось, при  всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания.

Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. Например, исследования Сафади Хасана показывают, что у детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых детей. Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР.

В. Д. Небылицин, К.К. Платонов установили, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.

Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая и пр.).

Выводы

Вопросы внимания затрагивали и  глубоко изучали многие ученые, такие как В. Д. Небылицин, К.К. Платонов, которые установили, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания, а также психологи, как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый стремился изучить и показать наиболее актуальную сторону и пути развития внимания.

 Под  вниманием, по определению  Н.Ф. Добрынина понимается направленность  и  сосредоточенность  психической   деятельности человека.

Внимание  младших  школьников  с  задержкой  психического  развития   характеризуется   неустойчивостью,  повышенной   отвлекаемостью,  недостаточной  концентрированностью   на  объекте.

Посторонние  раздражители  вызывают  значительное  замедление  выполняемой  деятельности  и  увеличивают   количество  ошибок.  Особенно  сильным  отвлекающим   фактором  является  речь. 

Неустойчивость  внимания  имеет  разнообразные  индивидуальные  формы  проявления.   Так,  у  одних  детей  максимальное  напряжение  внимания  и  наиболее высокая  работоспособность  обнаруживаются  в  начале  выполнения  задания  и  неуклонно  снижаются по  мере  продолжения  работы;  у  других - наибольшее  сосредоточение  внимания  наступает  после  некоторого  периода  деятельности, т.е.  им  необходим   как бы   период  “врабатывания”,  у  третьей  группы  учащихся  отмечаются  периодические  колебания   внимания  на  протяжении  всего  выполнения  задания. Отсюда  практический   вывод:   все  сообщаемые  сведения   следует  неоднократно   повторять - больше, чем это  необходимо  их  нормально  развивающимся   сверстникам.

Описывая «социально обусловленные» особенности детей с задержкой  психического развития, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н. Л. Белопольская, Т. А. Фотекова указывают на преобладание установки на удовольствие.

Объект нашего исследования – младшие школьники с ЗПР,  в данной главе мы также рассмотрели особенности личности младших школьников с задержкой психического развития и пришли к следующему: общие особенности подростков с ЗПР таковы:

- сниженная работоспособность  вследствие возникающих у детей  явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;  

- низкий уровень познавательной  активности и замедленный темп  переработки информации;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения  внимания, объем его снижен;

- память ограничена в  объеме, преобладает кратковременная  над долговременной, механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление  развито в большей степени,  чем наглядно-образное и особенно  словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения  речевых функций;

- незрелость эмоциональной  сферы и мотивации;

- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений

 

 

 

 

 

 

Глава П.  Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей внимания  у детей с задержкой психического развития у детей младшего школьного возраста.

Для ее реализации мы разработали  поэтапный план работы с использованием следующих методов:

1. Беседа.

2.  Метод анализа документации.

3. Корректурная проба Бурдона.

4. Таблица Шульте.

5. Методика Рисса.

6. Методика исследования объёма внимания.

Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.    

Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста  с задержкой психического развития.

 

2.1.Методы диагностики изучения особенностей  внимания

Целью нашего исследования является определение актуального уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР для дальнейшего определения путей коррекционной работы.

Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны адекватные методы исследования. Рассмотрим их.

Все  процессы  внимания  могут  быть  исследованы   и  проанализированы  такими  методами,  как  наблюдение,  беседа, анализ  документации   и  эксперимент.

Проводя   научное  наблюдение,   необходимо   соблюдать  ряд  требований:

1. Сформулировать  цели  и  задачи (они  даны  в   ведении);

2. Создать  условия,  необходимые   для  этого   процесса;

3. Вести  записи,  а   затем  их  интерпретировать.

В   процессе  проведения  наблюдения   учитываются   особенности   младших  школьников  с  задержкой  психического   развития.  Обычно  дети   бывают   непосредственными,  у  них  сохраняются  многие  черты  внешнего  проявления   внимания.

Затем   полученные   данные  анализировались  по   составленному  плану:

  1. Скорость   установления   внимания   в  начале  урока.   Особенности   внимания  при  опросе.  При   восприятии  нового  материала,  при  повторении.
  2. Сосредоточенность   и  устойчивость  внимания   младших  школьников  при  выполнении  заданий.
  3. Особенности   переключения   внимания   учащихся   в  рамках  однородной   деятельности.
  4. Распределение   внимания   детей.

Метод   беседы  не  может  выступать  как  основной  способ  получения  данных,   но  как   дополнительный   вариант он  дает  большие  возможности  получения   информации   о  внутренних   процессах   и  особенностях   поведения  человека.

Беседа  также   помогает  установить   тесный  личный   контакт  с  собеседником,  тем  самым   исследователь  имеет  доступ  к  получению   большей   информации   о  данной  личности.

Метод   анализа  документации   учащихся   дает  дополнительный  материал  по  общим   данным    высших   психических   функций   и  в частности   отдельных  свойств  внимания.

Важнейшим  методом  психологического  исследования  является   эксперимент.  В  отличие   от  наблюдения,  в  эксперименте   изучаемое  явление  специально   создается   или  вызывается   посредством   большого  количества   экспериментально - психологических  методик.   В  эксперименте   ставятся  цели  и  задачи,   которые  затем   разрешаются.

Важное  внимание  уделяется  особенностям   поведения  младших  школьников   при  проведении   исследований:

  • способ  установления  контакта -  смелый,  робкий,  равнодушный;
  • отношение  к  исследованию -  сопротивление,  равнодушие, интерес,  неуверенность, пассивность;
  • сотрудничество   в   течение   испытания -   реактивный,  инициативный,  любознательный,  понятливый,  самостоятельный,  рассеянный,  терпеливый;
  • общее   настроение  и  общительность -  серьезный,  спокойный,  вспыльчивый.

Необходимо   также  отмечать  внешне  направленное   внимание, когда  объектами   внимания   становятся  наблюдаемые   предметы  и  их  свойства (например,  карта,  рисунок,  чертеж,  схема и т. д.)  и  внутренне направленное  внимание,   связанное  с  мышлением,  памятью,  воображением.

Традиционной  методикой  исследования  устойчивости,   распределения, переключения  внимания   на   сенсорно - перцептивном  уровне   служит  КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА. В данном  обследовании  взята корректурная  проба Бурдона.

Цель: позволяя  выявить особенности некоторых свойств внимания,  в частности сосредоточенности,  устойчивости,  отвлекаемости,  эта проба представляет  собой сенсорно - моторную  реакцию   с выбором   и адресуется  к процессам внутреннего   восприятия.  Также   эта методика   позволяет   судить  о некоторых   характеристиках умственной   работоспособности:   утомляемости,  темпе психической деятельности и т д. 

Информация о работе Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста