Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: доказать влияние культурного и гендерного фактора на конформное поведение.
Задачи:
1. Определить теоретические понятие культуры и гендера в аспекте конформизма.
2. Проведения практического исследования.
3. Обобщение результатов исследование и создание общего вывода по работе.

Работа состоит из  1 файл

Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)


3

Введение

 

К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки  простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение  на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии. Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном капиталистическом обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов («нонконформистов»). Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. «Наш век может быть назван веком конформизма», — заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: «Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам». «Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости»,— пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием «Культура против человека». «Тенденция к конформности — фундаментальное свойство личности», — утверждает Р. Кратчфилд.

Следовательно, можно прийти к выводу, что именно неконформисты отличаются устойчивостью личности: они характеризуются самостоятельностью, эмансипированностью во взглядах, суждениях, поступках от окружающей их общественной среды. Однако устойчивость личности неконформистов, мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоят обществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформную личность привести ее «к общему знаменателю» — сделав такой же, как все остальные. Едва ли справедливо говорить об устойчивости личности, «свободной от общества», об устойчивости, так сказать, «робинзоновского толка». 1Культурные и гендерные различия в процессе конформного поведения, играют важную роль и являются причиной более подробного изучения феномена конформности. Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. Наша работа в своей основе будет направлена на изучение культурного и гендерного аспекта конформного поведения. В первой части нашей работы будут отдельно рассмотрены культурный, так и гендерный аспект, а также их взаимосвязь в процессе конформного поведения. Вторая часть будет посвящена   экспериментальному исследованию в рамках нашей темы.

Гипотеза исследования: культура и гендер, являются факторами, влияющими на конформное поведение.

Цель исследования: доказать влияние культурного и гендерного фактора на конформное поведение.

Объект исследования: конформное поведение.

Предмет исследования: культурный и гендерный аспект конформного  поведения.

Задачи:

1. Определить теоретические  понятие культуры и гендера  в аспекте конформизма.

2. Проведения практического исследования.

3. Обобщение результатов исследование и создание общего вывода по работе.

Часть 1.Теоретические понятия культуры и гендера в аспекте конформизма.

 

1.1  Понятие конформизма

Все мы являемся членами  различных групп. Семья, друзья, одноклассники и сотрудники на работе могут быть важными референтными группами. Формируя и подкрепляя свои представления о «социальной реальности», мы зависим от этих групп. В отличие от физической реальности, о которой можно судить непосредственно (например, если на улице дождь, мы знаем, что надо взять с собой зонтик), подтверждение информации о социальной реальности (например, подходит ли это платье для определенного случая) зависит от мнений других людей. Согласно ставшей уже классической формулировке Леона Фестингера, власть групп, позволяющая им навязывать нам согласие, или конформизм, объясняется тем, что для поддержания уверенности в правильности наших представлений о социальной реальности нам необходимы мнения других людей. Поскольку большая часть наших установок основывается скорее на субъективной, чем на объективной реальности, наша зависимость от других людей может быть очень мощной силой, толкающей нас к конформизму. Конформизму посвящено огромное число социально-психологических исследований. В большинстве этих исследований изучаются условия, которые с наибольшей или наименьшей вероятностью порождают конформизм, и демонстрируется власть большинства. Однако в последнее время растет количество работ, в которых рассматривается противодействующее влияние стойкого меньшинства. 

Согласно общепринятому определению, конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

В современном буржуазном обществе конформизм, по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от конформизма, социалистический коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и - в случае необходимости - подчинение последним. От конформизма, следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. 2

Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, "психическое заражение" и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и других, требует дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологическая наука и гендер

Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в  том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20-30 лет мы стали свидетелями  существенных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин.

Приблизительно 20-30 лет  назад общественное явление, известное  нам как движение за права женщин в США, заставило научное сообщество пересмотреть ряд вопросов, связанных с ролью, отводимой женщинам в обществе, и отражением этой роли в исследовательских работах и учебниках. Стало очевидно, что в качестве участников большинства исследований выступали мужчины, а подавляющая часть информации, касающейся «людей» в целом, которая преподносилась аудитории на страницах учебников и в материалах университетских курсов, была основана на данных, полученных в ходе исследований и опросов с участием мужчин. Эта диспропорция отразилась и на темах, которые ученые считали наиболее важными для исследования, на относительной значимости, которая приписывалась изучению тех или иных вопросов, а также на вероятности того, что результаты данных исследований будут опубликованы и где именно, а, следовательно - какой резонанс они получат. Психологи постепенно начали приходить к осознанию того факта, что между мужчинами и женщинами, возможно, существуют значимые психологические различия, что заставило поставить под сомнение методы исследования и теории, господствующие в психологии до сих пор и не учитывающие этих различий. Для теоретиков, исследователей, преподавателей и студентов стал актуальным вопрос о том, насколько точной картиной, касающейся людей в целом, мы располагаем на основании результатов исследований, проводившихся преимущественно с участием мужчин.

Одним из проявлений растущего  осознания учеными этого факта стало принятие специальных мер по включению женщин в число участников ис­следований с целью обеспечения того, что полученные результаты в равной степени будут распространяться и на мужчин и на женщин. В то же время все больше женщин сами становятся учеными и исследователями, они привносят новые точки зрения во взгляды на психологическую теорию, методы полевых исследований и интерпретацию полученных результатов. Таким образом, в наши дни достигнут более пропорциональный вклад в психологию со стороны мужчин и женщин, по крайней мере в США, а связанное с этим многообразие подходов и точек зрения придает психологии динамизм, имеющий столь важное значение и содержащий в себе многообещающие перспективы для развития данной области науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психология  и культура

Аналогичный пересмотр  общепринятых взглядов произошел и  в отношении к культурным нормам, касающимся особенностей поведения  мужчин и женщин. Наряду с вопросом о специфике знаний, касающихся женщин и особенностей женской психологии, еще 30 лет назад за рамками исследовательской и преподавательской практики оставались также вопросы, связанные с проявлениями сходства и различий между культурами и с изучением культурного разнообразия. Этот пробел до конца не заполнен еще и сегодня. В наши дни не менее остро стоит вопрос о том, действительно ли те знания, которые мы получаем в наших лабораториях и преподаем студентам в учебных классах, в равной степени верны по отношению к представителям всех культур и этносов. И до сих пор мы вынуждены отвечать на этот вопрос: «не обязательно». Чтобы решить эту проблему, исследователи начали целенаправленно изучать формы поведения, типичные для многих культур земного шара, пытаясь обнаружить между ними сходства и различия. Академические научные учреждения также предприняли ряд мер по набору и подготовке специалистов, являющихся носителями различных культурных традиций, так чтобы они могли внести свой вклад в теорию, исследовательскую практику и преподавание психологии.

Мы рассматриваем произошедшие изменения как свидетельство эволюции в области психологии культуры, аналогичные тем эволюционным изменениям, которые имеют место в отношении гендерной психологии. Иными словами, психологическая наука находится в процессе непрерывного изменения и развития, как и сама природа людей, которую эта наука призвана изучать.

 

 

1.4 Гендерные роли

Гендерная роль – это поведение  в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости  от их пола. Наглядно проявляется в "соответствующих" мужскому или женскому полу внешнем виде, поведении, речи, манерах, жестах, сферах активности и прочего. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Эти различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность, феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования четко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик. Более того, индивидуальные различия внутри одной гендерной группы подчас бывают гораздо глубже, чем различия между гендерными группами. В большинстве обществ мужские и женские роли разведены по признаку пола, во всех обществах мужские роли ценятся выше, чем женские. Гендерные роли в значительной степени детерминируются разделением труда на мужской и женский. Черты, которые предписываются каждой гендерной роли, в целом проистекают из традиционного разделения труда. Гендерные роли социально сконструированы, а не биологически предопределены. С того момента, когда определен пол новорожденного или новорожденной, девочек и мальчиков начинают воспитывать по-разному. Родители, родственники, воспитатели, учителя, сверстники начинают прививать "соответствующие полу" гендерные нормы и следить за исполнением гендерной роли, по-разному одевая девочек и мальчиков, предлагая им, разные игры и виды активности (в том числе домашней работы) и наказывая детей (особенно мальчиков) за то, что они делают что-то несоответствующее их полу (например, отращивают длинные волосы или используют косметику). Многие исследователи считают, что мужская гендерная роль более жестко и узко определена.

Слишком жесткий конформизм в принятии традиционных гендерных  ролей влияет на личностном, межличностном и социальном уровнях. На уровне личности жесткие рамки традиционной роли могут влиять на здоровье – например, мужчины живут в среднем меньше, больше подвержены самоубийствам, убийствам, несчастным случаям, серьезным болезням, чем женщины. Многие из этих явлений могут быть объяснены такими предписанными мужской роли формами поведения, как склонность к риску, агрессивность, стремление к доминированию, достижительность, невозможность проявления эмоций (т.е. невозможность дать себе эмоциональную разрядку), курение, злоупотребление алкоголем. Женщины, наоборот, чаще подвержены психологическим проблемам: депрессиям, страхам, различным расстройствам, связанным с неспособностью контролировать свой аппетит (диеты, болезненное голодание, т.н. анорексия; или булемия – обжорство), а также связанным с излишними переживаниями из-за несоотвтетствия "канонам" красоты. На уровне межличностных отношений мужская гендерная роль часто делает их неподготовленными к открытым проявлениям эмоций, что может сделать их отношения с родными и близкими (даже со своими детьми) более сухими. В женщинах излишний конформизм в отношении предписанной гендерная роли часто воспитывает в них к нерешительность, робость, низкую самооценку, что вредит профессиональным успехам. Традиционные гендерные роли готовят людей к жизни в том мире, который больше не существует: мужчины уже давно не являются единственными кормильцами семей, а женщины вследствие произошедших в обществе и семье изменений уже не посвящают всю свою жизнь семье и материнству. Склонность к конформизму о части зависит также от половых различий. Ряд исследователей, в том числе Аш и Кратчфилд, отмечают несколько большую податливость групповому влиянию у женщин по сравнению с мужчинами. При этом делается попытка объяснить это своеобразием роли, которую выполняют в семье мужчина и женщина. Заслуживает внимания стремление исследователей дать психологический анализ конформного поведения и наметить индивидуальные различия, в зависимости от своеобразия психологических процессов, которые имеют место у различных испытуемых при конформном поведении. Так, Кратчфилд и его коллеги отмечают, что в ходе эксперимента у испытуемых возникает когнитивный (познавательный) диссонанс; описываются различные пути, при помощи которых испытуемый стремится устранить разногласия с группой: а) испытуемый обвиняет самого себя в неверном выполнении задания, б) он обвиняет группу, в) испытуемый стремится примирить противоречивые суждения — свое и группы, утверждая, что задание может по-разному восприниматься с разных точек зрения либо что причиной диссонанса являются индивидуальные различия в восприятии.3

Информация о работе Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов