Исследование лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».

Исходя из поставлено цели, можно определить следующие задачи:

-изучить сущность лидерства;

- проанализировать лидерство в организации на примере ООО «Акком»

- разработать рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации 3
1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы 3
1.2 Концепции лидерства 10
1.3. Методы изучения лидерства 13
ГЛАВА 2. Исследование лидерства на ООО «Акком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Изучение лидерства на предприятии 21
2.3 Рекомендации по использованию лидерства с целью повышения эффективности управления 30
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложение 37

Работа состоит из  1 файл

2 Гульназ.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Лидерство – понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала 20 века чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в 16 веке, по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. Начиная с 40-х годов ХХ века, начались научные исследования природы и сущности лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

    Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  проблема лидерства приобрела в  последние годы особое значение в связи с изменениями в функционировании организации. Появились так называемые постиндустриальные, самообучающиеся, сетевые компании. Их отличают: повышенная гибкость, частая перестройка оргструктуры, акцент на адаптации к внешней среде, не большие размеры, акцент на командность и самоуправляемость. Таким образом, происходит эволюция понятия лидерства, оно приобретает некий другой смысл в таких организациях и в результате по-новому влияет на нее.

    Цель  работы – разработка рекомендаций по использованию лидерства в организации «Акком».

    Исходя  из поставлено цели, можно определить следующие задачи:

    -изучить  сущность лидерства;

    - проанализировать лидерство в  организации на примере ООО  «Акком»

    - разработать рекомендации по  использованию лидерства с целью  повышения эффективности управления.

    Предметом исследования данной курсовой работы – лидерство в ООО «Акком».

    Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения лидерства в организации

1.1 Сущность лидерства в организации и ее типы

     Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако, систематической, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось со времен Ф. Тейлора. Было проведено много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

     Быть  менеджером и быть лидером в организации  – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.

     Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия (в одном случае между  лидером и последователями),  основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.1 Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.

     В ходе изучения проблем лидерства, ученым было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели и целей. Г. Кунц и С.О. Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующих достижение общей цели. В практике управления лидерством – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения, созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

     Самым удачным понятием из выше приведенных  определений, автор считает, что  лидерство это, прежде всего, способность, как определил это Кричевский Р.Л., способность побуждать людей, влиять на их поведение для достижения личных целей и целей организации.2

     Какие средства влияния и стили поведения  показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей  на достижение целей организации? Это сложные вопросы, и ответы на них лежать отнюдь не на поверхности. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые – бихевиористы применили три подхода с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

     Согласно  личной теории лидерства или теории великих людей, лидерство трактуется, главным образом в терминах, относительно постоянных и устойчивых качеств  характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определение врожденные черты. Которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, она не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В итоге Стогдилл сделал вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

     Стогдилл  утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях  требуются различные способности и качества. Таким образом, второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, т.е. эффективность определяется манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток заключался в тенденции исходить из предложения, что существует, какой-то один оптимальный стиль руководства.

     Ни  подход с позиции личных качеств. Ни поведенческий подход не смогли выявить логическое соотношение  между личными качествами или  поведением руководителя, с одной  стороны, и эффективностью – с другой. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Разные ситуации требуют различных организационных структур, а также различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации.

     Ниже  будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказаний с его помощью лидерского поведения.

     Важный  вклад поведенческого подхода заключается  в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Одним из первых описание стилей лидерства дал Курт Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили.3

    Таблица 1

    Содержание  трех стилей руководства по К.Левину

          Авторитарный  стиль     Демократический стиль     Пассивный стиль
    Природа стиля     Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера     Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера     Снятие  лидером с себя ответственности  и отречение от власти в пользу группы\организации
    Прерогатива в установлении целей и выборе средств     Принятие  решений разделено по уровням  на основе участия     Предоставление  возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
    Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху     Коммуникация  осуществляется активно в двух направлениях     Коммуникация  в основном строится на «горизонтальной» основе
    Сильные стороны     Внимание  срочности и порядку, возможность  предсказания результата     Усиление  личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении     Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
    Слабые  стороны     Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы     Демократический стиль требует много времени     Группа  может потерять скорость и направление  движения без лидерского вмешательства

     Хотя  выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация  не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.

     Автор считает, что деление лидерства  на данные стили по Левину вполне применимы  сегодня, действительно, и пассивный  стили, но с некоторыми поправками, так как в большинстве случаев  все зависит от ситуации.4

     В дальнейшем были предприняты попытки  усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.

     Однако  наибольшую популярность среди практиков  получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой  решетки», предложенная Р.Блейком и  Дж.Моутом. «Управленческая решетка» - это двухмерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная  - его ориентация на отношение между людьми. Подход Блейка и Моутон, пусть неявно, указывает на существование наилучшего стиля лидерства.

     Четыре  системы в стиле лидерства  Лайкрета:5

     Стиль 1 – эксплуататорско-авторитарный: слушаю только себя, принимаю решения  только сам, основа мотивации к труду  подчиненных – фиксированный  заработок и премия по результатам  работ.

     Стиль 2 – благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность, старательность, дисциплинированность рабочего.

     Стиль 3 – консультативно-демократический: консультируюсь с рабочим, учитываю их пожелания и советы.

     Стиль 4 – стиль, основанный на обосновании  необходимости выполнения задания, инициативы и участия подчиненных: участие работников в управлении, организация работниками своего труда.

     Обсуждая  выгоды этого стиля для организации Лайкрет замечает: «новые интересы, новые рынки и новые стратегии продажи, открытые каким - то одним специалистом по сбыту, тут же становится достоянием группы, которые она развивает и совершенствует взаимодействие человека с человеком на собраниях, где доминирует руководитель, не создает групповой лояльности и имеет гораздо менее благотворное воздействие на мотивацию, чем групповое взаимодействие и проведение собраний, где принимаются решения». Однако, выводы Лайкрета применимы не ко всем ситуациям.

     Психоаналитики  выделяют десять типов лидерства.6

  1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почтения.
  2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
  3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и ему подчиняются.
  4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
  5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты. Снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
  6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенног в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер герой увлекает за собой людей.
  7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
  8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение; его любят, боготворят, идеализируют.
  9. «Изгой».
  10. «Козел отпущения».

     Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря  которым развиваются групповые  эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с анитилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

     Как уже было неоднократно сказано ранее, нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого не постигают.

Информация о работе Исследование лидерства