Исследование личности учащегося: методы наблюдения, беседы и анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание

Методы изучения (исследования) качеств, свойств и способностей учащихся: наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование. Их сущность, правила использования. Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование. Варианты типовых анкет.

Работа состоит из  1 файл

психология метод беседы.rtf

— 122.36 Кб (Скачать документ)

     Тольяттинский Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по психологии ФКиС

     на тему:

     Исследование личности учащегося: методы наблюдения, беседы и анкетирования 
 
 
 

     Выполнил:

     студент 5-го курса

     группы С-502

     Загуменнов М.А.

     Проверил:

     Гогунов Е.Н. 
 
 
 

     Тольятти 2006

 

      Каждый человек имеет свои психологические особенности. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами.

     Педагогам свойственно забывать, что у каждого школьника есть индивидуальные черты. Такой учитель организует свою педагогическую деятельность по шаблону, стремясь к тому, чтобы все ученики делали все одинаково.

     Шаблонный подход в педагогическом процессе свидетельствует о нарушении одного из главнейших дидактических принципов современности - индивидуализации воспитания и обучения.

     Если учитель, вынужденный работать по единой для всех учебной программе, с первых занятий с учащимися стремится выделять то индивидуальное, что проявляется у каждого школьника, чтобы в последующем найти достойное применение индивидуальным особенностям своих воспитанников, то он раскрывает возможности ярче проявиться их талантам.

     Талант - это совокупность способностей человека, которая не только приводит деятельность к успешному результату, но и определяет оригинальность этой деятельности.

     Как отмечают психологи, при организации индивидуального подхода не бывает конфликтов между педагогом и учащимися, так как учитель создает условия, позволяющие сохранить индивидуальность школьников, интуитивно стремящихся к этому.

     Составить объективное представление о личности школьника можно только при условии использования ряда методов изучения (исследования) его качеств, свойств и способностей. К наиболее доступным из них следует отнести следующие: наблюдение, беседу, анкетирование, моделирование определенных ситуаций и тестирование.

     Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности определенного ученика. Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

     Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр.

     В целом метод наблюдения называют еще "спланированным восприятием", используется при изучении личности человека, характера взаимоотношений в коллективе, его социально-психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также фиксироваться в особом протоколе. Более надежными будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности человека, а не их мнение об этом.

     Метод беседы, как правило, является вспомогательным и может быть использован в случаях, когда учитель ясно представляет себе, что должен узнать об ученике из беседы. Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить шаблонно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована. Учитель должен заранее составить план беседы, предварительно определив ее стиль, содержание, направленность, используемые средства и эмоциональную окраску.

     Метод анкетирования следует использовать, чтобы определить отношения учащихся между собой, к одному конкретному школьнику, к предмету, к учебной деятельности и т.д. Результаты, полученные учителем в процессе исследования, никогда не разглашаются для всего класса, а используются учителем только в целях улучшения организации учебно-воспитательного процесса.

     При изучении личности школьника учитель физической культуры обязан соблюдать следующие правила:

     - наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания;

     - прежде всего следует определить главные личностные черты учащегося;

     - отдельные особенности личности ученика необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующими его личность;

     - важно выявлять положительные черты личности школьника, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании;

     - не следует упускать из виду и отрицательные черты ученика;

     - не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данные ряда исследования личности школьника, динамику формирования качеств личности);

     - важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика;

     - необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности (прогресс - регресс);

     - для полноценного изучения личности ученика нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически;

     - целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один;

     - следует учитывать мотивы (побудительные причины) тех или иных действий и поступков школьников. 

Варианты типовых анкет

     Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование.

     Типовая анкета для опроса участников международных соревнований имеет следующий вид (разработана в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями в соответствии с современными положениями; вводная часть отсутствует, так как анкетировались спортсмены разных национальностей и разъяснения исследователями давались лично):  

Анкета

для спортсмена - участника международных состязаний

Когда Вы начали заниматься спортом, каким видом спорта?

__________________________________________________________

Когда Вы начали принимать участие в состязаниях, и по какому виду спорта (на каких дистанциях)? __________________________________

а) для юниоров (до 18 лет) _________________________________

б) для юниоров (после 18 лет) ______________________________

в) для взрослых (после 21 года) _____________________________

Сколько раз Вы принимали участие в состязаниях на протяжении года?

_______________________________________________________ 

Ваши лучшие результаты:

Вид спорта Год
  199... 199... 200... 200... 200... 200...
             

     В какие дни недели Вы тренируетесь и на что преимущественно направлена в эти дни тренировка (развитие силы, быстроты, Выносливости, совершенствование техники и т.д.)?

     
Дня недели Месяцы
  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль И т.д.
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

               

Как Вы тренируетесь в соревновательном периоде (дайте краткое описание)?

Принимаете ли Вы участие в состязаниях в зимние месяцы, и по каким видам спорта?

Фамилия, Имя _______________Дата рождения __________________

Спортивный клуб _____________ Профессия (род занятий) _________

Вид спорта ______________ Рост _________________ Вес __________

Домашний адрес _______________ Фамилия тренера _____________

Подпись спортсмена: _________________________________________

     Для учета и систематизации спортивных результатов целесообразно разработать специальные таблицы. И рассылают спортсменам в двух экземплярах для систематического заполнения. Один экземпляр спортсмен оставляет у себя для личного анализа, другой в конце года высылает научному работнику. Примерная форма подобной таблицы (ЦНИИФК) имеет следующий вид:

Таблица учета спортивных результатов

Вид спорта _____________________ Фамилия, имя _____________

Дата рождения _____________Рост ________ Вес ________ Город ____

С какого года специализируетесь в избранном виде спорта _____

Фамилия тренера _____________________ Личный рекорд __________

Год, месяц Число
Тренировочных

занятий

соревнований стартов в соревнованиях
2004 г. Январь

Февраль

Март

     
Вид Результаты Дата выступления Наименование соревнования Город, стадион Примечание
      Место        
                 
                 

     Учету подлежит не только уровень спортивных результатов, их стабильность, но и достижения в ответственных соревнованиях, темпы роста результатов. Например, опрашиваемый спортсмен по своим результатам может далеко отставать от спортсменов международного класса, однако сроки, за которые он достиг этих результатов, могут говорить о его большой перспективности. 
 

Список литературы

1.                Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.

2.                Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.

Информация о работе Исследование личности учащегося: методы наблюдения, беседы и анкетирования