Использование игровой технологии в обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание

Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра — средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников……………..………………………………………………………...7
1.2.Классификация игр …………………………………………………………13
1.3. Методика проведения игр на уроках………………………………………15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………22
2.2. Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе……………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………

Работа состоит из  1 файл

школа.doc

— 1.50 Мб (Скачать документ)


Министерство образования  Республики Беларусь

 Волковысский колледж  учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВой ТЕХНОЛОГИи В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

                                                         

 

 

                                                           Работу выполнила:

Леоник Екатерина Иосифовна

учащаяся 4 курса «А»  группы

 

        Руководитель курсовой работы:

Т.В. Ботько

 

 

 

Волковыск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников……………..………………………………………………………...7

1.2.Классификация игр  …………………………………………………………13

1.3. Методика проведения игр на уроках………………………………………15

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………22

2.2. Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе……………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данного  исследования заключено в том, что  игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Игра в начальной школе является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность [1, с.72].

Многочисленные исследования показали эффективность использования игр в психологическом образовании (Л.А. Венгер [5]); в развитии представлений (А.А. Смоленцева [22]), творческих способностей (Т.А. Котлякова [13]) и др. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский [6], Д.Б. Эльконин [29], Л.А. Венгер [5] показали, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием разговоров, интересов.

Каждый период жизни  и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста [1, с.78].

Сущность игры как  одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра — средство познания действительности. Она рассматривается как:

1) особое отношение личности  к окружающему миру;

2) особая деятельность ребенка,  которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный ребенку  и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

4) особое содержание усвоения;

5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества [2, с.71].

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в I классе и приемом работы в последующих классах.

Дидактические игры хорошо уживаются  с «серьезным» учением. Разнообразные  игровые действия, при помощи которых  решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов [3, с.56].

Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. В игре удается привлечь внимание учеников к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях им неинтересны и на которых не удается сосредоточить их внимание [5, с.66].

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для учащихся. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, сближает новую деятельность первоклассника с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

Благодаря использованию  дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Каждая дидактическая  игра должна быть направлена на решение  той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать интерес учеников к различным играм, особенности и возможности их участия в дидактической игре.

В игре у ребенка формируется  воображение, которое заключает  в  себе  и отлет  от  действительности,  и   проникновение   в   неё.   Способности   к преобразованию действительности  в образе и преобразованию  её  в  действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и  в  игре прокладывается  путь от чувства  к организованному действию и от действия  к чувству. Словом, в игре, как в  фокусе,  собираются,  в  ней  проявляются  и через неё формируются  все  стороны  психической  жизни  личности  в  ролях, которые  ребенок,  играя,  принимает  на  себя,  расширяется,   обогащается, углубляется сама личность ребенка [8, с.28].

Большинство зарубежных и отечественных психологов отмечали, что именно в игре происходит формирование познавательных процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, речи) – тех фундаментальных процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Проблемой формирования познавательных процессов занимались такие отечественные ученые, как И.В. Шадрина, Н.Н. Столярова, Г.И. Щукина, Н.Я.Виленкин и многие другие.

Современные белорусские психологи Яков Львович Коломинский и Елизавета Александровна Панько в своих трудах большое внимание уделяют вопросу познавательной сферы школьников через игру. Они считают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их [12, с.39].

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития его познавательных процессов. В связи с этим важной задачей является не столько вооружение ребенка как можно большим запасом знаний, сколько  содействие в становлении его личности, в самом процессе развития индивидуального воздействия и создания оптимальных условий для этой работы. Важно научить ребенка играть, если мы это сможем сделать, его жизнь будет насыщенной и счастливой.

Объект исследования: особенности использования игровой технологии на уроках в начальных классах.

Предмет исследования: воздействие игры на формирование познавательной, эмоциональной сферы младших школьников.

Цель исследования: изучение теоретических и методических основ использования игровых технологий в обучении младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть роль и значение игр в обучении младших школьников, методические требования к их проведению
  3. Определить разнообразные подходы к классификации игр.
  4. Исследовать эффективность использования игровой технологии в начальных классах.

Гипотеза: систематическое использование игровой технологии на уроках в начальных классах обеспечивает более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, стимулирует познавательную активность и интерес учащихся.

Методы и исследования: анализ литературы, наблюдение, контент-анализ, ранжирование, метод незаконченных предложений, беседа с учителем.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников

 

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению  [16, с. 90].

По мнению ученого Д.Б.Эльконина, если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние [30, с. 330].

Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует  его успешному развитию, если учитель  хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.

Суть любой игры – победа. В  игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость  в достижении цели. Кроме всего  этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Учитель с помощью  игры надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении  желания обучающегося учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности. Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка [7, с. 112].

      Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

Игра младшего школьника  побуждается  определенными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника [6, с. 220].

Помочь учащемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

г) добровольное желание расширять свои возможности;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.

Игру можно считать  выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен [10, с. 118].

Информация о работе Использование игровой технологии в обучении младших школьников