Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая измененная.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Исходя из анализа данных теста  тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) были выявлены наиболее травмирующие ситуации для детей исследуемой группы: «Укладывание спать в одиночестве»; «Умывание»; «Изоляция» и «Объект агрессии».

По результатам проведения анкетирования  воспитателей (анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко), были сделаны выводы о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая; им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей)  спит беспокойно, засыпают с трудом; часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.

В связи с выше описанным предложена программа «Тревожность», которая составлена как тренинговая программа для детей 4,5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В главе I данной курсовой работе было представлено то, что:

    • Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
    • Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
    • Преодоление личностной тревожности, в том числе и дошкольной, требует специальной психотерапевтической работы, ориентированной на источник тревожности. Одним из направлений данной работы является игротерапия.
    • Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
    • Основные виды и формы игротерапии 
    1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды: игротерапию в психоанализе; игротерапию, центрированную на клиенте; игротерапию построения отношений; примитивную игротерапию; игротерапию в отечественной психологической практике.
    1. По функциям взрослого в игре различают: недирективную игротерапию; директивную игротерапию.
    2. По форме организации деятельности различают: индивидуальную игротерапию; групповую игротерапию.
    3. По структуре используемого в игротерапии материала: игротерапию с неструктурированным материалом: игротерапию со структурированным материалом.

В качестве эмпирического исследования в рамках курсовой работы была проведена диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста (глава II данной курсовой работы). Исследование проводилось на базе ДОУ №18, в исследовании приняло участие 12 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР. Для исследования были выбраны следующие диагностические методики:

      1. Тест тревожности (авторы: Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).
    1. Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Анализ полученных результатов диагностики позволил сделать вывод, что некоторое количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически по результатам исследования у каждого шестого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, эти дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.

В связи с выше описанным предложена программа «Тревожность», которая составлена как тренинговая программа для детей 4,5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера. В соответствии с программой коррекционную работу с тревожными детьми проводят в трех направлениях:

    1. Повышение самооценки ребенка.
    2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
    3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

В программе представлено тематическое планирование и комплекс коррекционных игр, используемых на занятиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей //Прикладная психология 2002 - №2.с.32-43.
  2. Белякова О.Г., Шорец В.В. Психодиагностика тревожности у детей дошкольного возраста.//Беларуская пачатковая школа: праблемы, перспектывы развiцця. М., 2005 с.116-117.
  3. Волкова Е. О специфике взаимодействия с тревожными детьми. //Дошкольное воспитание 2005 - №10 с.39-45.
  4. Горковенко Е.Г., Хритоненко О.В. Психологические особенности «Я –концепция» тревожных детей дошкольного возраста.//Гармонизация психофизического и социального развития детей. Мн., 2006 с.33-35.
  5. Детская практическая психология / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
  6. Еренкова Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии // Педиатрия. – 1990. – №9. – С.85-86.
  7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с. 
  8. Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. – С-Пб., Питер, 2001. – 340 с.
  9. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112 с.
  10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 1997. – 147 с.
  11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – С-Пб, «Речь», 2003 г. – 205 с.
  12. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми// Детская психология и терапия. СПб., 2001 - 159с.
  13. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии// Дошкольное воспитание. Мн., 2003 - № 10 с.54-61.
  14. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб., 2005 - 197 с.
  15. Кэдьюсон X., Шефер Ч.  Практикум по игровой психотерапии. — С-Пб.: Питер, 2001. — 416 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
  16. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов// Психолог в детском саду.1998 - №1, с.38-47.
  17. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // дефектология. – 2005. – №2.
  18. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  19. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703с. : ил. – (Коррекционная педагогика) [Глава 3]
  20. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
  21. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
  22. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. – М., Институт практической психологии, 1998. –213 с.
  23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Изд-во «Речь», 2005. – 144 с.
  24. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / авт. сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова.  – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 480 с.
  25. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – С-Пб., Питер, 2002. – 360 с.
  26. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: Воронеж: «МОДЭК»,2000.–240 с.
  27. Осипова А.А. Общая психокоррекция:  Учебное пособие – М.: Сфера, 2002 – 510 c.
  28. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. –М.: "Гном-Пресс", 2002. – 250 с.
  29. Пасечник Л. Тревожный ребёнок//Дошкольное воспитание. 2007 - № 9,10, с. 89-95.
  30. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
  31. Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью: коррекционно-развивающие занятия// Дошкольное воспитание, 2006 - №5,6, с.65-70.
  32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000. – 147 с.
  33. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г. – 206 с.
  34. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, семья, детство. – М., Изд-во «Речь», 1999. – 270 с.
  35. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: "Генезис", 2006. – 180 с.
  36. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Сфера, 1998. – 450 с.
  37. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28
  38. http://academy.edu.by/sites/logoped/rechtnr.htm
  39. http://psylist.net/psytera/
  40. http://psihozka.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протоколы обследования

 Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)..

 

 

 Имя: Самир  Г.  Возраст: 5,2 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

+

 

3. Объект агрессии

 

+

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

 

+

7. Умывание

+

 

8. Выговор

 

+

9. Игнорирование

+

 

10. Агрессивность

 

+

11. Собирание игрушек

 

+

12. Изоляция

 

+

13. Ребенок с родителями

+

 

14. Еда в одиночестве

+

 

ИТ= 42 – средний уровень  тревожности

Имя: Артём Г. Возраст: 5,10 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

 

+

3. Объект агрессии

+

 

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

 

+

7. Умывание

+

 

8. Выговор

+

 

9. Игнорирование

+

 

10. Агрессивность

 

+

11. Собирание игрушек

+

 

12. Изоляция

+

 

13. Ребенок с родителями

+

 

14. Еда в одиночестве

+

 

 ИТ=20 – низкий уровень тревожности

Имя: Никита Д. Возраст: 4,0 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

 

+

3. Объект агрессии

 

+

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

 

+

7. Умывание

 

+

8. Выговор

+

 

9. Игнорирование

+

 

10. Агрессивность

+

 

11. Собирание игрушек

 

+

12. Изоляция

 

+

13. Ребенок с родителями

 

+

14. Еда в одиночестве

 

+


ИТ=56 – высокий уровень тревожности

Имя: Ярослава К. Возраст: 5,6 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

+

 

3. Объект агрессии

+

 

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими детьми

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

+

 

7. Умывание

 

+

8. Выговор

 

+

9. Игнорирование

+

 

10. Агрессивность

+

 

11. Собирание игрушек

+

 

12. Изоляция

+

 

13. Ребенок с родителями

+

 

14. Еда в одиночестве

+

 

ИТ = 14 – низкий уровень тревожности

Имя: Артём Л.  Возраст: 6 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

+

 

3. Объект агрессии

+

 

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

 

+

6. Укладывание спать  в одиночестве

 

+

7. Умывание

+

 

8. Выговор

+

 

9. Игнорирование

 

+

10. Агрессивность

 

+

11. Собирание игрушек

 

+

12. Изоляция

+

 

13. Ребенок с родителями

+

 

14. Еда в одиночестве

+

 

ИТ = 35 – средний уровень  тревожности

Имя: Никита Р.  Возраст: 4,2 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

+

 

3. Объект агрессии

+

 

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

 

+

6. Укладывание спать  в одиночестве

 

+

7. Умывание

 

+

8. Выговор

+

 

9. Игнорирование

+

 

10. Агрессивность

+

 

11. Собирание игрушек

+

 

12. Изоляция

 

+

13. Ребенок с родителями

 

+

14. Еда в одиночестве

 

+


ИТ = 52 – средний уровень  тревожности

 

 

Имя: Рома Р.  Возраст: 6,2 лет 

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

+

 

2. Ребенок и мать  с младенцем

 

+

3. Объект агрессии

 

+

4. Одевание

+

 

5. Игра со старшими  детьми

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

+

 

7. Умывание

 

+

8. Выговор

 

+

9. Игнорирование

 

+

10. Агрессивность

 

+

11. Собирание игрушек

+

 

12. Изоляция

+

+

13. Ребенок с родителями

 

+

14. Еда в одиночестве

 

+

Информация о работе Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи