Интеллект как общая способность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 13:09, реферат

Описание

Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования формалных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I «Понятие интеллекта»…………………………………………………………4
II «Интеллект человека»……………………...…………………………………6
III «Интеллектуальные способности»…………………...……………………11
IV «Оценка интеллекта»…………………………………….…………………15
Заключение………………………………..……………………………………21
Список литературы………………………………………………….…………

Работа состоит из  1 файл

Интеллект как общая способность.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

    Введение………………………………………………………………………….3

    I «Понятие интеллекта»…………………………………………………………4

    II «Интеллект человека»……………………...…………………………………6

    III «Интеллектуальные способности»…………………...……………………11

    IV «Оценка интеллекта»…………………………………….…………………15

    Заключение………………………………..……………………………………21

    Список  литературы………………………………………………….…………22 
Введение.

     В последнее время психология приобретает  все большее значение в жизни  каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.

           С появлением прикладного  человекознания, в первую очередь  древней философии, возникла настоятельная потребность в систематизации наблюдений. Создаются первые труды в области изучения темперамента, характера и способностей. И в дальнейшем почти все разделы дифференциальной психологии формируются под воздействием возникших в разных областях человеческой деятельности запросов: выявление среди поступающих в школу детей с задержками развития с целью создания для них специальных классов, отбор наиболее пригодных для той или иной профессии кандидатов, создание индивидуально-ориентированных приемов психотерапии.

           Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования  формалных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные  классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта и общих – а затем и специальных – способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков: учителей, воспитателей, клиницистов, руководителей больших коллективов, которые рассматривают интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. При этом стоит отметить, что к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть «порядочным», «моральным», «злым» или «добрым». Чем же именно характеризуется интеллект? Давайте попробуем это выяснить. 

 

      I «Понятие интеллекта»

     Возникновение понятия <интеллект> связано с  попытками оценить с помощью  специальных психологических тестов умственные и творческие возможности  человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и  способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптация связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного. Кроме того, успешность адаптации зависит также от физиологических и психофизиологических особенностей человека. Поэтому, связывая интеллект с мышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач - областью, которая в определенной степени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.

     Таким образом, под интеллектом мы будем  понимать совокупность самых разнообразных  умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Слово <интеллект> происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего <разумение>, <понимание>, <постижение>. Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие <интеллект> с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект - это то, что обеспечивает адаптацию человека.

     Следует отметить, что до настоящего времени  единой общепринятой трактовки понятия <интеллект> нет. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.

     Мы  будем исходить из того, что интеллект  в современной психологической  науке связывают с процессом  мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира.

 

     

     II «Интеллект человека»

     Чтобы определить интеллект следует указать  на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект  включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.

2.1. Коэффициент интеллектуальности и креативность

     С конца 19-го века в экспериментальной  психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

     Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

     Идея  количественного определения уровня интеллектуального развития детей  с помощью системы тестов впервые  была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном  в 1911 году.

     Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они  имеют ограничения при определении  способностей к различным видам деятельности.

     В настоящее время тесты определения  способностей носят комплексный  характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени  развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

     Критика результатов тестирования с точки  зрения когнитивной психологии более  чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.

     Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует  творческому мышлению, которое очень  трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

     Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

     Однако  нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно  трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

2.2. Развитие интеллекта

     С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение  когнитивных структур, процессов  и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.

     Но  не может быть интеллект таким  клубочком из русских сказок, который  бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.

     Скорее  интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

     Если  сравним с ЭВМ то, скажем, чем  больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.

     Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее  пути, по которым проходят воздействия  его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.

2.3. Теория стадий Пиаже

     Основной  теорией развития интеллекта в когнитивной  психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.

     Первая  стадия — сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.

     Вторая  стадия — предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается  интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они  уже могут конструировать решения  каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

     Третья  стадия — конкретных операций. В  возрасте 7-12 лет дети могут оперировать  своими внутренними репрезентациями  каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

     Четвертая стадия — формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное  мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

     Пиаже отмечал, что поскольку человек  с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

Информация о работе Интеллект как общая способность