Индивидуальный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Описание

Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – а) индивидуально-психологические особенности педагога; б) особенности педагогической деятельности; в) особенности обучающихся.

Работа состоит из  1 файл

Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат  при минимальных затратах времени  и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и  умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться. 
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. 
Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – а) индивидуально-психологические особенности педагога; б) особенности педагогической деятельности; в) особенности обучающихся. 
Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.  
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения. 
Стиль педагогической деятельности – интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. 
Традиционно для различных видов профессиональной деятельности, в том числе и педагогической деятельности, выделяют три стиля управления – демократический, авторитарный и либеральный. В стиле выделяется две стороны: содержательная (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальная (приемы, способы, которые используются при данном стиле управления). В таблице приведена полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей (по Г.М.Андреевой). 
Стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися является выражением увлеченного, творческого отношения учителя к своему делу, своей профессии. Стиль дружеского расположения в тех случаях, когда он не переходит в фамильярность, панибратство, является хорошей предпосылкой взаимодействия учителя с классом. Дистанция – стиль общения, обычно избираемый педагогом с авторитарным стилем управления, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины и организованности учащихся, но может привести к фрустрированности учеников, конформизму, снижению уровня притязаний, неадекватности самооценки. Устрашение и заигрывание – стили, применение которых свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога, его осознанном или бессознательном страхе перед детьми, желании отделаться от них. 
Наиболее известным в педагогической литературе является анализ категорий взаимодействия на уроке по системе Н.Фландерса. Фландерс выделяет следующие категории взаимодействия учителя и ученика на уроке: 
В системе Фландерса педагогическое общение разбивается на десять категорий, семь из которых относится к речи учителя. Речевое общение учителя подразделено на две основные категории прямого и непрямого влияния на учеников. 
Хотя в стиле общения педагога решающую роль играет именно речевое общение, невозможно игнорировать влияние невербальной коммуникации как составляющей стиля общения и стиля поведения учителя. Общение невербального характера может быть молчаливым (например, выражение лица), или же внесловным (например, интонации, с которыми произносится слово и которые одному и тому же слову придают несколько разных значений). К средствам невербального общения можно отнести вздохи, междометия, одобрительные возгласы и др. 
Не вдаваясь в подробные классификации стилей общения, рассматриваемые в социальной психологии, можно выделить наиболее общую характеристику педагогического общения – позицию учителя по отношению к ученикам. 
Закрытая позиция характеризуется обезличенной, подчеркнуто объективной манерой изложения, отсутствием собственных суждений (или нежеланием их высказывать). При такой позиции происходит утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться. 
Открытой можно назвать позицию учителя в том случае, если он открывает свой личный опыт учащимся, сопоставляя свои переживания с их, отказывается от собственного педагогического всеведения. В ходе этого осуществляется диалог учителя с учащимися, для которого характерны терпимость, умение встать на точку зрения собеседника, критическое осмысление своей позиции, доверие.  
Показателем компетентности учителя в общении является, прежде всего, гуманистическая позиция, а затем уже средства и техники общения. 
Стиль поведения педагога описывается такими показателями, как личностная активность, ценности и смыслы, система их взаимодействия. Наиболее значимыми особенностями стиля поведения для педагогической деятельности являются характеристики поведения в ситуациях конфликта. В ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты. Эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску.  
Особенности когнитивного стиля педагога формируют особенности его профессионального мышления и определяют способы принятия решений в педагогических ситуациях. Наиболее полно когнитивный стиль педагога описывается такими характеристиками, как импульсивность – рефлексивность (степень обдуманности собственных поступков), простота – сложность (количество способов оценки событий), полезависимость – поленезависимость (степень зависимости от окружения) и гибкость – ригидность (способность менять способы поведения, установки и т.д.) 
 Педагогическое мышление предполагает знание различных способов выхода из затруднительной ситуации, оценивание возможных последствий принятого решения для каждого участника ситуации, оценку личностных, интеллектуальных и других качеств учеников и коллег, что в конечном счете предполагает в каждой ситуации выбор наилучшей из возможных альтернатив.\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

После того как Вы определили свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, сопоставьте выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей работы. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась Ваша работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к коллегам.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Вы обладаете  многими достоинствами: высоким  уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно  преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учащихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.

В результате у  ваших учеников стойкий интерес  к изучаемому предмету и высокая  активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными  навыками учения.Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем вам  несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к ученикам с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий освоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу. Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и списывания.Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.                                                        Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)

Вас отличают очень  многие достоинства: высокий уровень  знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвать у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.

Однако вам  свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая  демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений и подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.                                      Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Вы обладаете  очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваясь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Это недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы. Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном итоге вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.                                                                                                                Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Вы обладаете  многими достоинствами: высокой  методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой  требовательностью.Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.В результате у ваших учащихся сформированные навыки и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Преодолеть эти недостатки в ваших силах.Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся зависят и результаты обучения.Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными формами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будете использовать только их, то ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Информация о работе Индивидуальный стиль