Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

kursa_гум.отнош 2.doc

— 557.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждения образования

«Белорусский  государственный педагогический университет  имени Максима Танка»

 

Факультет дошкольного  образования

Кафедра  методик  дошкольного образования

 

 

 

Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам

        Курсовая работа 

 

 

                                  Исполнитель:

Студентка 219группы заочной

Формы получения образования

Залуцкая Ольга Викторовна

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011 
Содержание

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

В связи с  устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы необходимыми становятся исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей. Данная тематика особенно актуальна в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива. Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками в рамках всех видов деятельности, однако легче всего и быстрее всего это происходит в рамках деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте – игровой (Д.Б. Эльконин). Игра – мощный фактор развития гуманных отношений дошкольников.

Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему [33].

Как можно  научить ребенка быть добрым? С  какого возраста нужно начинать воспитывать  в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции. В данной лекции мы познакомим вас с основными направлениями психологических исследований, а также с педагогическими подходами к морально-нравственному развитию ребенка в современной дошкольной педагогике.

Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: определить особенности формирования гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста при индивидуальном подходе в процессе специально-организованной сюжетно-ролевой игры.

Задачи курсовой работы:

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
  2. Провести экспериментальное изучение проблемы.
  3. Рассмотреть и проанализировать полученные данные, сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.

В качестве предмета исследования выступает индивидуальный подход в процессе формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Общая гипотеза: формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно при индивидуальном подходе в процессе специально-организованной сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с целями и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический научной литературы по проблеме исследования, опрос, наблюдение, тестирование, изучение передового опыта, эксперимент, методы обработки и анализа результатов.

Теоретическая новизна работы заключается в том, что изучение гуманных отношений уточняет картину представлений о феноменологии межличностных отношений в детских группах и детерминантах, определяющих закономерности развития межличностных отношений в онтогенезе.

Практическая значимость работы. Материалы исследования можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности.

Структура и объем  курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

Глава 1 
Теоретическое исследование проблемы индивидуального подхода в формировании гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте

 

1.1. Общая характеристика индивидуального подхода к детям 
дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях жизни и воспитания наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные, художественные способности, формируются важнейшие нравственные качества, закладываются основы, фундамент личности, будущего гражданина нашего общества. В условиях общественного дошкольного воспитания ведется большая общественная работа, осуществляемая воспитателем в процессе игр, занятий, посильной трудовой деятельности, с использованием индивидуального подхода [16].

Проблеме индивидуального  подхода в воспитании детей уделяли  внимание многие представители прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время, он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и  общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знаний воспитателей и родителей научных основ психологии и физиологии ребенка, чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным  особенностям очень разные.

Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание, – писала она, – направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность» [13, с. 5].

Н.К. Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращая внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» [13, с. 6].

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К. Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Она отмечала особое значение индивидуального подхода  в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «Есть целый ряд способностей, которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения…», – писала Н.К. Крупская [13, с. 6]. Она отмечала, что начинать развивать эти способности надо в дошкольном возрасте.

В работах  Н.К. Крупской раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении педагогических проблем (при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, воспитании в игре и др.). Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое  значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал использовать какие-то специальные методы. Он отмечал, что один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и  индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С. Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки:  «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» [38, с. 19].

Методологическое  обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального  подхода к детям получила всестороннее развитие в работах В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей : «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» [13, с. 9]. Он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с  индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

В.А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Информация о работе Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам