Индивидуальные психологические особенности подростков с высокой стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:12, практическая работа

Описание

В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое содержание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний. Стресс, к сожалению, стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Порой мы так к нему привыкаем, что не ощущаем его воздействия. Мы привыкаем к своему сумрачному лицу, плотно сжатым зубам, голове, уходящей в плечи, напряженным, иногда до боли, мышцам. Мы считаем, что проблема психологической стрессоустойчивости подростков в нашем современном обществе – очень актуальна. Каждый человек в своей жизни испытывает множество стрессов, а подросток особенно, потому что сам по себе подростковый возраст является критическим периодом. Цель работы заключается в исследовании влияния индивидуальных психологических особенностей подростков на формирование и развитие стрессовой устойчивости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..1
1.Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности…………………………………………………………………..2
1.1. Понятие о стрессе…………………………………………………..2
1.2. Классификация стресса……………………………………………3
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье……………………………………...3
1.3. Особенности проявления стресса…………………………………4
1.4. Регуляция психических состояний………………………………..5
2. Практические аспекты проблемы психологической устойчивости личности.………………………………………………………………..7
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………….7
2.1.1. Характеристика объекта исследования………………………….7
2.1.2. Характеристика методов исследования…………………………8
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….10
2.2.1. Исследование уровня стрессочувствительности
подростков ……………………………………………………………...10
2.2.2. Исследование типа акцентуации характера ………………......11
2.2.3. Определение темперамента по методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента»……………………………………12
2.2.4. Изучение уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки»…………………………12
Выводы…………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………16
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Стресс.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2. Практические аспекты проблемы психологической устойчивости личности

2.1 Характеристика объекта  и методов исследования.

2.1.1. Характеристика объекта  исследования.

Исследования  проводились на группе учащихся 7 «В» класса МОУ СОШ № 6.

Испытуемый Возраст Социальное  положение
Бутель  А. 13 лет Благополучная
Винокуров А. 13 лет Благополучная
Гоноскова Д. 13 лет Благополучная
Давидова  Р. 14 лет Благополучная
Дегтев  Я. 13 лет Благополучная
Каширникова С. 13 лет Благополучная
Киселев Б. 13 лет Благополучная
Колосков  Д. 12 лет Благополучная
Курбанова А. 13 лет Опекунство
Малахова  Я. 13 лет Неблагополучная
Самойлов  В. 13 лет Благополучная
Соболева  К. 13 лет Неблагополучная
Чиненков  А. 13 лет Благополучная
Шапочкин  В. 12 лет Благополучная
Кузнецова М. 15 лет Благополучная
Малешова  А. 17 лет Благополучная
 
 
 

2.1.2. Характеристика методов исследования

1. Методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки».

Экспресс-диагностика  уровня самооценки состоит из 15 утверждений, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью этой диагностики можно определить свой уровень самооценки. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

2. Методика «Шмишека опросник (Schmieschek Fragebogen).

Опросник  личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Тест состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности:

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

2. Педантичный тип. Повышенная ригидность, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.

3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.

10. Эмотивный тип. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. 

3. Определение типа темперамента по Г. Айзенку.

 Определение типа темперамента по Г. Айзенку. Данная методика 57 вопросов, на каждый из которых необходимо дать один из двух вариантов ответа «да» или «нет». Диагностика направлена на то, чтобы определить темперамент. Темпераменты бывают 4 видов: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Также с помощью темперамента определяется экстравертность или интравертность. Экстраверты: холерик, сангвиник. Интраверты: меланхолик, флегматик. Каждый тип темперамента имеет подвижную или неподвижную нервную систему. Подвижная нервная система у меланхоликов и холериков. А неподвижная у флегматиков и сангвиников.

4. Тест на стрессочувствительность Ю. Щербатых.

Тест  на стрессочувствительность рекомендован для определения стрессочувствительности  личности. Стрессочувствительность  бывает: низкая, нормальная, высокая. Тест состоит из 6 пунктов. В каждом пункте 5 подпунктов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты исследований и их обсуждение.

По результатам  проведенных исследований на группе учащихся из 7 «В» класса, были получены следующие данные. 

2.2.1. Исследование стрессочувствительности подростков.

     По результатам полученных данных  подростки были разделены на 2 группы: 1(стрессоустойчивых) и 2(нестрессоустойчивых).

Таблица 1

Группа №1

Стрессоустойчивые

Группа №2

Нестрессоустойчивые

1 Киселев Б.
    Давидова Р.
2 Малахова Я.
    Чиненков А.
3 Самойлов А.
    Курбанова А.
4 Шапочкин В.
    Гоноскова Д.
5 Дегтев Я.
    Соболева К.
6 Колосков Д.
    Каширникова С.
7
              
 
    Кузнецова М.
8  
    Бутель А.
9  
    Винокуров А.
10  
    Малешова А.
%
    38%
    62%
 

Как видно  из результатов, представленных в таблице 2, среди учащихся преобладают нестрессоустойчивые подростки, это говорит о том, что они неадекватно реагируют на появление стресса, сильно волнуются по любому поводу. 
 

2.2.2. Исследование типа акцентуации характера по личностному опроснику Г. Шмишека

Таблица 2

Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №2(нестрессоустойчивые)
1)Демонстративный 0% 0%
2)Застревающий 0% 0%
3)Педантичный 0% 0%
4)Возбудимый 40% 40%
5)Гипертимический 50% 20%
6)Дистимический 0% 10%
7)Тревожно-боязливый 0% 30%
8)Аффектно-экзальтированный 10% 0%
9)Эмотивный 0% 0%
10)Циклотимический 0% 0%
 

    Как видно из результатов, представленных в таблице 4,  среди учащихся группы №1  преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.

      В группы №2 преобладает тревожно-боязливый тип характера. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом.

    Индивидуальные результаты см. в «Приложения», табл. 2(а), 2(б).

2.2.3. Определение темперамента по  методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента».

Таблица 3

Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №2(нестрессоустойчивые)
Холерик 10% 20%
Сангвиник 0% 30%
Меланхолик 30%  
40%
Флегматик 60%  
20%
 

Как видно  из результатов, представленных в таблице 6, среди учащихся группы №1 преобладает тип темперамента - флегматик, который характеризуется спокойствием, невысокой эмоциональностью, терпением, целеустремленностью. Когда вокруг все громко смеются, он может оставаться невозмутимым, при неприятностях остается спокойным. В группе №2 преобладают тип темперамента – меланхолик, который характеризуется высокой чувствительностью, легкой ранимостью, даже незначительные причины способны вызвать у него слезы, чрезмерно обидчив. Индивидуальные результаты см. в «Приложения», табл. 3(а), 3(б).

2.2.4. Изучение  уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки».

Таблица 4

Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №»(нестрессоустойчивые)
Низкий  уровень самооценки 10% 80%
Средний уровень самооценки 90% 20%
Высокий уровень самооценки 0% 0%

Информация о работе Индивидуальные психологические особенности подростков с высокой стрессоустойчивостью