Индивидуально-психологические особенности участников делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть различные психологические типологии личности. Каждая из типологий, высвечивая различные стороны и аспекты такого сложного образования, как человек, личность, помогает лучше осознать себя, свое место в мире, помогает быстрее и эффективнее устанавливать контакты с людьми, что немаловажную роль играет для успешного ведения бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………..………………….……………………..…...….3 1. Типология темперамента……………………………………………………….4

1.1. Определение темперамента…………………………………………………..4

1.2. История развития теории темпераментов…………………………………...4

1.3. Свойства темперамента……………………………………………….……....5

1.4. Типы темперамента…………………………………………………………...6

2. Сенсорная типология………………………………….………………………..9

3. Психогеометрическая типология……………………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………….……...

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.docx

— 45.29 Кб (Скачать документ)
  1. Сенсорная типология.
 

         Сенсорная типология личности  основывается на том, какой  из каналов восприятия информации является для человека основным. Выделяются три типа личности – визуальный, аудиальный и кинестический:

         - визуальный тип – вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: "Вот посмотрите…", "Давайте представим…", "Я ясно вижу, что…", "Решение уже вырисовывается…" В момент воспоминания эти люди смотрят как бы перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх;

         - аудиальный тип – эти люди, в основном, употребляют аудиальные слова: "Я слышу, что вы говорите…", "Тогда прозвучал звонок…",  "Мне созвучно это…", "Вот послушайте…",  "Это звучит так…" и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, или влево вниз;

         - кинестетический тип – эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре, в основном, используют кинестетические слова: "взять, схватить, ощутить, тяжелый", "Я чувствую, что…", "Мне тяжело…", "Не могу ухватить мысль…" и т.п.

         Каждый человек  владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если, у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т.е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить написанным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.

         Ведущая сенсорная система человека  оказывает свое влияние на  совместимость и эффективность  общения с другими людьми. Определить  ведущую сенсорную систему другого  человека можно, обращая внимание  на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать твой внутренний  опыт. Если вы хотите установить  хороший контакт с человеком,  вы можете использовать те  же самые процессуальные сова, что и он. Если вы хотите  установить дистанцию, то можете  намеренно употреблять слова  из другой системы представлений,  отличной от системы собеседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

         Ярко выраженные визуалисты, кинестетики,  аудиалисты имеют свои специфические  особенности в поведении, типе  тела и движениях, в речи, дыхании  и пр. 
     
     
     
     
     

          
     

             

                   

  1. Психогеометрическая типология.
 

         Психогеометрия – уникальная  практическая система анализа  личности. Она позволяет:

         - мгновенно определить форму  или тип личности человека;

         - дать подробную характеристику  личных качеств и особенностей  поведения любого человека на  обыденном, понятном каждому языке;

         - составить сценарий поведения  для каждой формы личности  в типичных ситуациях.

         Психогеометрия ,как система сложилась  в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.

         В основе психогеометрического  метода лежит разделение типов  личности на пять геометрических  фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг (рис. 1).

                 

                                                     (рис. 1)

         Квадрат – организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудированность, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

         Треугольник – лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на  суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

         Круг – высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопережеванию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

         Прямоугольник  – изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегания конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей ("примеривание ролей"), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

         Зигзаг – жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к "бумажной" работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение. 

     Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако, при всем разнообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

     Каждая из рассмотренных типологий в настоящее время является актуальной и полезной. Они помогают понять определенные грани человеческой натуры и и позволяют решать конкретные практические задачи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

    1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – С.: Бахрах. 2004.
    2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология личности. - М.: Знание, 2000.
    3. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие – М.: Знание, 1999.
    4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003.
    5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
    6. Практическая психология: Учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – М.: АСВ. 1997.
    7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003.
    8. Социология и психология управления: Учебное пособие. / Удальцова М.В., Аверченко Л.К. - Новосибирск, 2004.
    9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс. 2001.
    10. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Питер, 2002.

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности участников делового общения