Индивид и личность. Личность и индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:34, реферат

Описание

Целью моей работы является подробное рассмотрение темы и выявление для себя самой сути слов – индивид, личность и индивидуальность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3стр.
1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение……………………………………………………………...4-6стр.
2. Основные характеристики личности………………………………...6-8стр.
Заключение……………………………………………………………….9стр.
Список использованной литературы……………………………………10стр.

Работа состоит из  1 файл

Психол. и пед..docx

— 27.87 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………...3стр.

1.  Понятия  личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение……………………………………………………………...4-6стр.

2. Основные характеристики личности………………………………...6-8стр.

Заключение……………………………………………………………….9стр.

Список использованной литературы……………………………………10стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

       Личность -  это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической  науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях:

  1. Личность присуща каждому человеку
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет
  3. Личность – продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа
  4. Личность – индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

      Я выбрала эту тему, потому что считаю ее достаточно актуальной, т.к. каждый человек заново открывает и формулирует  для себя понятие этих слов. Целью  моей работы является подробное рассмотрение темы и выявление для себя самой  сути слов – индивид, личность и  индивидуальность.  
 
 
 
 
 
 
 

 

    1.  Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение.

    Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

    Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся  такие особенности человека, которые  природно обусловлены и не зависят  от его жизни в обществе. К числу  личностных не относятся психологические  качества человека, характеризующие  его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются  в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

    По  определению Р.С. Немова, личность –  это человек, взятый в системе  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми  и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Наряду  с понятием “личность” употребляются  термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

    Человек – это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы  – к человеческому роду. В понятии  “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Индивид – это единичный представитель  вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

    В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность  в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной  сущности.

                             2. Основные характеристики личности

     Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу  своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

       Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно    в деятельности,    в  процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

       Потребности человека разнообразны. Прежде всего  выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом.). Даже потребность в пище человека социализирована: «...голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»1.

       Наряду  с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). 

       Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

       Анализируя  тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека, надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.

       Познавательная  потребность человека проявляется  в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. 

       Важный  мотив    поведения — убеждения. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

       Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

       Взаимоотношения отдельных членов в группах и  коллективах очень сложны и многообразны — здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»). 
 
 

    Заключение:

       Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

       Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

       Личность  не "только целеустремленная, но и  самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Список  использованной литературы: 

  1. Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989.
  2. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
  4. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во “Центр”, 1997.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995

Информация о работе Индивид и личность. Личность и индивидуальность